Сулейман Керимов может продать «Уралкалий». Кто станет новым владельцем?
Уже больше месяца название «Уралкалий» не сходит с первых полос. Компания оказалась в центре громкого международного скандала, ее гендиректор Владислав Баумгертнер арестован КГБ Белоруссии, а основной акционер Сулейман Керимов (№20 в российском Forbes, состояние — $7,1 млрд), по данным белорусской стороны, уже в списках разыскиваемых Интерполом. Как стало известно Forbes, этой ситуацией уже спешат воспользоваться другие участники списка богатейших бизнесменов.
Выкупить у Керимова его долю в «Уралкалии» предлагают совладелец АФК «Система» Владимир Евтушенков (№23, $6,7 млрд) и основатель «Русснефти» Михаил Гуцериев (№34, $3 млрд), а также бывший банкир и глава Госстроя Владимир Коган (№111, $0,95 млрд). Об этом Forbes рассказали высокопоставленный источник в правительстве и топ-менеджер одного из банков-кредиторов Керимова. «Все трое бизнесменов хотели бы выкупить долю Керимова, а Коган даже намекает, что действует по поручению президента Владимира Путина», — подтверждает источник, близкий к «Уралкалию». Ранее источник в окружении Керимова в разговоре с Forbes не отрицал, что бизнесмен может продать свой пакет, если условия окажутся выгодными. Связаться с самим Керимовым в воскресенье не удалось. Представитель его компании «Нафта-Москва» от комментариев отказался.
Договоренностей о сделке, по данным всех троих собеседников Forbes, нет. «Если они были формализованы, мы бы об этом знали, ведь часть акций «Уралкалия» из пакета Керимова у нас в залоге», — говорит банкир. Сумму потенциальной сделки он оценивает в $4 млрд и говорит, что оперативно привлечь столько денег покупателям довольно проблематично.
На конец пятницы капитализация «Уралкалия» на ММВБ составляла $14,7 млрд, на LSE — $14,3 млрд. Исходя из этого, стоимость 21,75% акций компании, которые контролирует Керимов (данные «Уралкалия» на 12 июля) составляет $3,1-3,2 млрд. Акции Керимова заложены по кредитам в ряде банков, в том числе в Сбербанке и в ВТБ, говорят источники (в мае «Уралкалий» раскрывал, что Sberbank CIB Cyprus Limited в результате сделок репо с акционерами компании получил 10,48% ее акций). Размер долга по этим кредитам источники Forbes не уточняют.
Начиная с 2010 года Керимов, по расчетам Forbes, мог потратить на сделки с акциями «Уралкалия» около $3 млрд. Почти все покупалось в кредит, и сейчас главная цель Керимова — рассчитаться с кредиторами и заработать «на этой истории сверху хотя бы $1-1,5 млрд», — говорит знакомый бизнесмена.
Евтушенков и Гуцериев в переговорах с Керимовым выступают совместно, говорит близкий к «Уралкалию» источник. Он не исключает появления в сделке и других партнеров, если будут достигнуты договоренности. Опыт совместных сделок у бизнесменов уже есть. В 2010 году Евтушенков помог Гуцериеву вернуться в Россию (в отношении Гуцериева было заведено уголовное дело), после чего выкупил у него за $100 млн 49% акций «Русснефти» (в этом году «Система» продала этот пакет уже за $1,2 млрд). И Евтушенков, и Гуцериев давно интересовались «Уралкалием». «Систему» называли одним из претендентом на актив еще в 2010 году, когда контрольный пакет акций компании выставил на продажу бывший владелец «Уралкалия» Дмитрий Рыболовлев. Гуцериев тоже давно смотрит на калийную отрасль, к тому же у него хорошие связи с президентом Белоруссии Александром Лукашенко, говорит правительственный чиновник. По его данным, Гуцериев недавно встречался с Лукашенко и обсуждал текущий конфликт «Уралкалия» с «Беларуськалием», а еще раньше делал предложения по поводу покупки самого «Беларуськалия». Связаться с Гуцериевым не удалось, источник в его окружении утверждает, что переговоры по «Уралкалию» не ведутся.
До конца июля «Уралкалий» и «Беларуськалий» торговали калийными удобрениями на экспорт через совместную «Белорусскую калийную компанию» (БКК). Из-за конфликта по поводу объемов продаж через БКК «Уралкалий» принял решение остановить экспорт через этого трейдера. Для мирового рынка калийных удобрений новость стала настоящей революцией, ведь до этого рынок контролировали два трейдера – БКК и канадский картель Canpotex (в него входили PotashCorp, Agrium и Mosaic). После выхода «Уралкалия» из БКК акции производителей калийных удобрений рухнули, а Белоруссия развязала в отношении менеджеров «Уралкалия» и Керимова настоящую войну.
Появление в числе претендентов на покупку «Уралкалия» Владимира Когана стало неожиданностью. «Вообще-то изначально он пришел к Керимову с предложением выкупить у него строительную компанию «ПИК», а там уже узнал, что есть актив поинтереснее», — рассказывает знакомый Керимова.
Коган — один из самых закрытых участников списка Forbes. В 1990-х годах он был главой холдинга «Банкирский дом «Санкт-Петербург», в состав которого входило несколько банков. Среди них был Промышленно-строительный банк, клиентом и акционером которого являлся Владимир Путин. В середине 2000-х Коган и его партнер Давид Трактовенко стали выходить из банковского бизнеса: 75% Промстройбанка в 2004-2005 годах купил ВТБ за $577 млн. Тогда же Коган продал структурам «Газпрома» контрольный пакет акций футбольного клуба «Зенит». После всех этих сделок бизнесмен ушел работать во власть. С 2005 по 2011 год он курировал строительство защитных сооружений от наводнения в Санкт-Петербурге в структуре Росстроя и Министерства регионального развития, в 2012 году — с июля по декабрь — возглавлял Госстрой и был заместителем министра регионального развития. Из бизнеса он не уходил. В 2010 году структуры Когана выкупили на приватизационных торгах за 7,6 млрд рублей одного из подрядчиков строительства московского метро — «Мосметрострой», но вскоре актив был продан менеджерам компании.
Сейчас Когану принадлежит купленная у Олега Дерипаски компания «Нефтегазиндустрия» (основной актив — Афипский НПЗ). Также Когана называли претендентом на покупку банка «Возрождение», пакета акций Новороссийского морского торгового порта и аэропорта «Домодедово» (ни одна сделка не состоялась). Источник, близкий к бизнесмену, подтвердил Forbes, что он ведет активные переговоры по покупке «Уралкалия» и уже близок к цели.
Представители всех остальных участников переговоров, включая Сбербанк и ВТБ, от комментариев отказались.
Другими крупными акционерами «Уралкалия» сейчас являются партнеры Керимова — Анатолий Скуров (4,8%) и Филарет Гальчев (7%), еще 12,5% акций компании принадлежит офшору Wadge Holdings. Его бенефициары все те же Керимов, Скуров и Гальчев. Wadge Holdings в 2012 году выпустила облигации, конвертируемые в 12,5% акций «Уралкалия». Бумаги сроком до 2014 года были выпущены в пользу китайского фонда Chengdong Investment Corporation. По данным нескольких инвестбанкиров, которые следят за «Уралкалием», конвертация уже произошла. Подтвердить эту информацию в воскресенье вечером не удалось.