«Если за вами не гонятся, вам будет сложно достигнуть успеха». Придерживавшемуся этой точки зрения Илье Сегаловичу мы обязаны не только созданием национального поисковика «Яндекс», но и верой в то, что русский бизнес способен помимо добычи нефти и газа на равных конкурировать с компаниями такого масштаба, о конкуренции с которыми и подумать вроде бы страшно. Бывший советский программист родом из Горького, выросший в Казахстане, после своей смерти в июле 2013 года оставил партнерам и акционерам IT-компанию с выручкой около $1 млрд и стоимостью $11,1 млрд, а семье — состояние $277 млн.
Всю жизнь Сегалович держался в тени своего коллеги, сооснователя «Яндекса» Аркадия Воложа. Читатели газет узнают Воложа в лицо, в то время как Сегалович был хорошо известен лишь в профессиональных кругах. Между тем он вовсе не был «младшим партнером»: директор «Яндекса» по технологиям (так называлась должность Сегаловича в компании) сыграл ключевую роль и в создании главной поисковой машины страны, и в том, что «Яндексу» удалось выстоять под натиском Google, и в том, что компания распространила свое влияние за пределы Рунета. Forbes вспоминает, что сделал в профессии за свою жизнь Илья Сегалович.
Создал «русский поиск»
В 1991 году программист и коммерсант Аркадий Волож, заработав первые деньги на торговле семечками и компьютерами, решает вернуться к заброшенным в перестройку исследованиям в области обработки больших объемов информации и зовет на работу друга по Алма-Атинской физматшколе Илью Сегаловича. Поначалу Сегалович делает дистрибутивы программных продуктов, занимается тестированием, но быстро переходит в разряд ключевых разработчиков. «На меня свалилась та работа, которая меня как-то сразу увлекла. Я занялся плотно морфологией, лингвистикой», — рассказывал Сегалович.
Весной 1993 года он в одиночку написал программу поиска по текстам, работавшую со скоростью 1000 слов в секунду и обладавшую «словарем» в 100 000 слов. Программа продается на дисках.
Придумал слово «Яndex»
Именно Сегаловичу принадлежала идея объединить кириллическую «Я» с английским словом index, обыграв соответствие местоимений «я» и «I». В 1997 году это слово стало доменным именем поисковой машины Воложа и Сегаловича в интернете, а в 2000-м году — названием их компании.
Отстоял независимость
«Боязно, конечно, но поборемся!» — так, по версии Леонида Богуславского, опубликованной на странице памяти Сегаловича, заявил технический директор «Яндекса» в 2003 году, после чего руководство компании решилось отказать Google в покупке российского поисковика. Перспектива работы вместе с Google в профессиональном плане кружила головы, но ситуация «сеть супермаркетов ведет переговоры с ларьком у вокзала» основателям «Яндекса» не понравилась.
Илья Сегалович, руководя совершенствованием поискового механизма «Яндекса», совершил невозможное: сохранил преимущество в поиске на русском языке перед Google до такой степени, что его продукт остался поисковиком номер один в стране: кроме России это удалось сделать только Китаю (где Google противостоят не программисты, а правительство), Южной Корее и Чехии.
Результат: в апреле этого года аудитория портала превысила число зрителей Первого канала.
Перешел в контрнаступление
Сила Google — в поиске на английском языке; значит, там, где говорят на других, в особенности неродственных английскому языках, американский поисковик — колосс на глиняных ногах. В 2010 году Сегалович поставил перед программистами и лингвистами «Яндекса» задачу активно играть против Google везде, где английский не родной. Результат — возвращенное доминирование на Украине, где Google добился было временного перевеса и, что куда более поразительно, быстрый рост на поисковом рынке Турции.
Открыл «Острова»
В будущем году «Яндекс» предстанет перед пользователями полностью обновленным: привычную поисковую выдачу из десяти ссылок на сайты на странице заменят несколько крупных тематических блоков, в которые сгруппируются не только сайты, но и сервисы: к примеру, чтобы заказать билеты на самолет, не нужно будет переходить с «Яндекса» на Anywayanyday.com — заказ можно будет делать прямо из «окошка» Anywayanyday на странице «Яндекса». Для рынка эффект будет огромным: пользователи быстрее достигнут цели, но станут значительно меньше переходить с «Яндекса» на сайты, а значит, больше рекламных денег достанется не владельцам сайтов, а «Яндексу» (нечто подобное проделали несколько лет назад Facebook и другие социальные сети, «запершие» пользователей в своих замкнутых системах, которые заменили многим весь остальной интернет). Сегалович работал над этой «денежной машиной» для своей компании последние полтора года — и представил ее тестовую версию 26 июля, за два дня до смерти.
Правила бизнеса Ильи Сегаловича
1. Менеджмент — это то же самое программирование, где вместо кода вы используете людей, их психотипы.
2. Я никогда не боялся нанимать людей умнее себя.
3. Чувство спешки обязательно должно быть, без него вообще ничего сделать нельзя. Если нет ощущения «либо сейчас, либо никогда», то, скорее всего, вы будете не первые.И даже не вторые.
4. Требуйте от себя большей приверженности правилам, чем от других.
5. Свои идеи, конечно, лучше чужих, но часто границу провести невозможно.
6. Если вы стыдитесь своих ошибок, о них не постесняются сказать другие.
7. «Яндекс» — пример сочетания лингвистического фокуса с математической и технологической отечественной культурой.
8. Приоритет отдается качеству, и только на втором месте быстрота.
9. Искусство заключается в том, чтобы придумать для не до конца совершенной технологии правильную обертку.
10. Поиск данных и поиск ископаемых безумно близки.
11. Некрасивый, но работающий код всегда лучше красивого, но неработающего.
12. Мы внутри «Яндекса» стараемся избегать неоднозначного и порядком дискредитированного термина «искусственный интеллект».
13. Мы вне политики. Это принципиально. Личная позиция жестко отделена от корпоративной.
14. В офисе должны быть (1) тишина, (2) воздух, (3) свет и (4) стул. Ничто не мешает думать и придумывать, и совсем не скучно.
15. Что касается профессиональных интересов, то ничего более интересного, чем «Яндекс», я пока не знаю.
Сколько стоил Сегалович
Возможность посчитать состояние основателей «Яндекса» Аркадия Воложа ($1,15 млрд, 94-е место в списке Forbes) и Ильи Сегаловича появилась после выхода «Яндекса» на американскую биржу NASDAQ в мае 2011 года. Компания была оценена инвесторами в $8 млрд ($11,1 млрд на 5 августа 2013 года) и привлекла $1,3 млрд. На момент IPO Сегалович владел 2,9% компании, что соответствовало $233 млн. В ходе IPO он реализовал часть акций на сумму $21,4 млн, а в марте 2013 года — еще на $5 млн. На момент смерти ему принадлежало 2,5% «Яндекса», что соответствует $277 млн (на 5 августа 2013 года). Прямые наследники — жена Ильи Сегаловича, пятеро детей и отец. При этом голосующая доля всего пакета, составлявшая 6,8%, после вступления в наследство упадет до «меньше одного процента», сообщил представитель «Яндекса» (бумаги перейдут в категорию «Б» — это бумаги, принадлежащие обычным акционерам, а не основателям и ранним инвесторам). Есть ли особые условия наследования, в «Яндексе» сообщить отказались.