Их никогда еще не было так много. Они никогда не были так богаты. Они чувствуют себя великолепно. Разумеется, я о героях мирового списка Forbes. Теперь 1426 человек могут похвастаться состоянием, превышающим $1 млрд. Их совокупное богатство — $5,4 трлн. Вдумайтесь: эти люди могут уместиться в одном достаточно просторном зале. А ведь они обладают состоянием, равным примерно 7,5% ВВП планеты Земля.
Эта довольно однообразная толпа людей в дорогих костюмах возрастом сильно за 50, пожалуй, представляет собой самый любопытный на свете объект для экономических измерений. Возьмем тех, кто проживает в США, — судя по ним, там не просто сильнейшая, но и достаточно динамичная экономика. Число миллиардеров росло вдвое быстрее, чем ВВП самой страны. Ни для кого не будет сюрпризом, что на втором месте — «группа китайских туристов». И то, что из 122 человек 27 присутствуют в этом зале впервые, очень в духе китайской экономической модели с ее невероятными скоростями.
А что же соотечественники? На первый взгляд, все как всегда: к ордену богатейших присоединились 11 новичков, общее состояние выросло почти на 14%. Однако по перемещениям в мировом списке заметно, что российское производство богатства начало давать сбои. Средний миллиардер-космополит немного разбогател, с $3,7 млрд до 3,8 млрд (в США богатеют куда быстрее, см. стр. 49), а российский — слегка обеднел. Россиян больше нет в «золотой тридцатке», их позиции ослабли и во всем списке. Головокружительные взлеты, как у хозяина Zara Амансио Ортеги (сразу на $19,5 млрд) или у самого богатого человека континентального Китая Цзун Цинхоу (плюс $5,1 млрд), — это не про нас. Самый дерзкий прыжок (на $3,7 млрд) среди россиян совершил Андрей Скоч, младший партнер Алишера Усманова, сопровождавший его еще в те времена, которые мы иронично называем «лихими девяностыми».
Что произошло? Очевидную роль сыграл неумолимый фактор: наш рынок непопулярен у инвесторов, они продавали и продают Россию (в особенности металлургические компании). Капитализация публичных компаний снижается, а это значительный вес в частных состояниях. В какой-то степени на предпринимательские достижения повлиял и сдвиг всей экономики в сторону государства, но в какой именно, оценить трудно. На этом фоне за год российский пул миллиардеров не произвел новой сверхидеи, автор которой сорвал бы куш.
«Отставание в миллиардерах» — это хорошо или плохо? С одной стороны, сырьевая экономика, воспроизводящая миллиардеров, словно они султаны или шейхи Ханты-Мансийского автономного округа, — это явно карикатурная и непродуктивная модель развития. В то же время никакой новой модели не видно, и это тревожный сигнал.
P. S. Список 200 богатейших россиян будет опубликован в майском номере Forbes.