Рейтинг
Аркадий Ротенберг*
Компания: «Северный морской путь», «Стройгазмонтаж», «Мостотрест» и др.
Заказчики: «Газпром», «Автодор», Росавтодор, Администрация гражданских аэродромов, Росморпорт и др.
Сумма господрядов: 286млрд руб.
«Если бы меня не пиарили как друга Путина, бизнес был бы похуже», — говорил в интервью Forbes Аркадий Ротенберг. Но дела идут своим чередом: он второй раз побеждает в рейтинге «королей госзаказа». В 2007 году он, совладелец питерского банка «Северный морской путь», создал компании «Стройгазмонтаж» и «Трубный металлопрокат». Через год первая купила пять строительных «дочек» «Газпрома», выиграла крупнейшие подряды монополии, часть из них получив без конкурса. Другая контролируемая Аркадием и его братом Борисом компания СЕТП стала основным посредником в поставках «Газпрому» труб (по данным ФАС, в 2010 году на трейдера приходилось 90% закупок «Газпромом» труб большого диаметра). Сумма госзаказов, полученных фирмами Ротенберга за четыре года президентства Дмитрия Медведева, составила почти 900 млрд рублей.
В 2012 году Ротенбергу снова везло. Летом его компании получили подряды на реконструкцию газопроводов «Газпрома» на 17,5 млрд рублей, выиграли крупный подряд по проекту «Южный коридор» стоимостью 22 млрд рублей.
Компании Ротенберга строят не только газопроводы — холдинг «Мостотрест», в котором Аркадию Ротенбергу и его сыну принадлежит около 26% акций, вышел на первое место по объему господрядов на возведение дорог и других инфраструктурных сооружений. В качестве генподрядчика «Мостотрест» строит дублер Курортного проспекта в Сочи, головной участок скоростной трассы Москва — Санкт-Петербург и участвует во всех мегапроектах. Самый крупный контракт на 34,7 млрд на обустройство дорог вокруг Сколково компании Ротенберга подарил в один из последних дней в роли президента страны Дмитрий Медведев. Еще один контракт, на участок трассы Москва — Санкт-Петербург, «Мостотрест» выиграл на конкурсе правительства Москвы в ожесточенной борьбе с «АРКС» (совладелец Геннадий Тимченко), снизив цену с начальных 29 млрд до 23 млрд рублей.
В июле 2012 года «Мостотрест» объявил, что намерен купить 60% небольшой компании «Национальная индустриально-торговая палата» (НИТП). Гендиректором компании стал Валерий Дорган, с 2010 года занимавший должность заместителя директора «Мостотреста» по маркетингу. Сумма сделки была 510 млн рублей. Но в октябре все раскрылось: за три дня НИТП выиграла восемь подрядов на содержание сети автодорог на сумму 18,9 млрд рублей. Заказчиком выступало «Федеральное управление автомобильных дорог «Центральная Россия» — та самая организация, которую до перехода в «Мостотрест» Виктор Дорган возглавлял больше 10 лет.
* Партнер — Борис Ротенберг
Зияд Манасир
Компания: «Стройгазконсалтинг»
Заказчики: «Газпром», Росавтодор
Сумма господрядов: 80 млрд руб.
Еще пять лет назад «Стройгазконсалтинг» Зияда Манасира практически не имел серьезных конкурентов на рынке подрядов «Газпрома». Однако стройками «Газпрома» заинтересовались ближайшие друзья Владимира Путина Аркадий Ротенберг и Геннадий Тимченко, создав и взяв под контроль компании «Стройгазмонтаж» и «Стройтрансгаз». На рынке стало тесно — об этом говорят бесконечные «строй» и «газ» в названиях основных игроков.
На первый взгляд, у Манасира дела идут очень хорошо. Выручка компании превышает 330 млрд рублей, в прошлом году она ввела в эксплуатацию самую мощную в России компрессорную станцию «Портовая», которая гонит газ для Nord Stream по морскому дну. Однако крупнейшими подрядами «Стройгазконсалтинга» в этом году были линейная часть и компрессорные стации второй нитки газопровода Бованенково — Ухта. Но эти проекты стартовали много лет назад. Обустройство новых месторождений, таких, например, как Бованенковское, не начинается. А подряд на строительство компрессорной станции «Казачья», которая по мощности сравнима с КС «Портовая», выиграл не «Стройгазконсалтинг», а «Аргус Пайплайн».
Пытаясь диверсифицироваться, компания выигрывает тендеры Росавтодора и ищет другие рынки. В разное время совладельцами компаний Манасира были дети влиятельных людей. Например, Ольга Григорьева, дочь Александра Григорьева (генерала КГБ и друга Путина), но она вышла из числа акционеров. Сейчас ими владеют, по данным ЕГРЮЛ, только сам Зияд Манасир и топ-менеджеры.
Геннадий Тимченко*
Компания: ОАО «Стройтрансгаз»
Заказчики: ФСК, «Олимпстрой», Росавтодор
Сумма господрядов: 51млрд руб.
В интервью Forbes Геннадий Тимченко рассказывал о своих планах создать одну из крупнейших в России строительных групп, которая будет возводить всю возможную инфраструктуру, в том числе для государства. Сейчас бизнесмену принадлежит 80% ОАО «Стройтрансгаз» и по 25% в СК «Мост» и группе «АРКС». Тимченко уверяет, что владеет опционами и намерен увеличить свою долю в этих компаниях. За год компании бизнесмена победили в крупных государственных тендерах на 30 млрд рублей, причем треть приходится на подряды «Стройтрансгаза» от ФСК. Это неудивительно, бывший председатель правления «Стройтрансгаза» Сергей Макаров рассказывал, что проекты в сфере энергостроительства приносят подрядчику около 60% выручки.
Все крупные господряды «АРКС» были выиграны на конкурсах столичного правительства, в частности на реконструкцию Каширского, Дмитровского шоссе и Балаклавского проспектов. А в конце января «АРКС» подписала соглашение о сотрудничестве со спорткомплексом «Лужники» в рамках реконструкции Большой спортивной арены (сумма подряда может составить около 25 млрд рублей).
*Партнеры в «СК Мост» — Евгений Сур и Владимир Костылев, партнер по «АРКС» — Александр Лавленцев
Иван Шабалов*
Компания: «Трубные инновационные технологии»
Заказчик: «Газпром»
Сумма господрядов: 40 млрд руб.
Шабалов — новичок рейтинга. Он рассказывает, что начал работать с «Газпромом» еще тогда, когда концерн возглавлял Рем Вяхирев, а с приходом новой команды оказался одним из крупнейших посредников газовой монополии. C 2005 года «Газпром» покупает трубы не у производителей напрямую, а у трейдеров. Именно Шабалов основал «Северный европейский трубный проект» (СЕТП), на долю которого в 2010 году приходилось более 90% поставок труб «Газпрому». В том же году Шабалов продал контрольный пакет в компании лидерам рейтинга «Короли госзаказа» братьям Ротенбергам. С 2004 года он возглавляет Ассоциацию производителей труб, в которую входят и производители, и «дочка» «Газпрома». В 2012 году в тендерах «Газпрома» участвовала уже другая компания Шабалова — «Трубные инновационные технологии», получившая контракты на сумму почти 40 млрд рублей. В феврале его компания обыграла на конкурсе СЕТП в крупном подряде на закупку труб (стоимость лотов 3,9 млрд рублей).
*Статью о Иване Шабалове читайте на стр. 114
Антон Рэй
Компания: «Аргус пайплайн» / «Стройтрансгаз»
Заказчик: «Газпром»
Сумма господрядов: 38 млрд руб.
Головную компанию Alkor Holdings, которой принадлежит «Аргус пайплайн сервис», основал выходец из СССР американец Майкл Рэй. По данным британского регистратора на 23 октября 2012 года, компанию контролирует его сын гражданин России Антон Рэй (80%), а Майклу принадлежит 20%. Выручка Alkor в 2011-м составила $675,4 млн (прибыль — $45,9 млн). Компания начинала бизнес в начале 1980-х как поставщик оборудования для советских нефтегазовых строителей. С 1996 года среди заказчиков появился «Газпром». Компания стала поставщиком техники при строительстве газопровода Ямал — Европа, при восстановлении трубопроводов в Прибалтике, Белоруссии и на Украине. ЗАО «Аргус Пайплайн Сервис» учредил Антон Рэй в Москве в 2004-м, компания с 2006 года стала заниматься строительно-монтажными работами на крупных стройках, в том числе нефтепроводов ВСТО, БТС-2, газопроводов Сахалин — Хабаровск — Владивосток, береговой части «Северного потока». С 2011 года «Аргус» работает с «Газпромом» напрямую. В марте 2012 года компания выиграла тендер на строительство второй нитки газопровода Бованенково — Ухта, а летом 2012 года получила большой подряд на строительство компрессорной станции «Казачья» (часть проекта «Южный коридор»). Незадолго до этого об интересе к компании объявил Геннадий Тимченко, который до сих пор подрядов от «Газпрома» не имел. В июле «Аргус» переименован в ЗАО «Стройтрансгаз», однако сделка с Тимченко пока не закрыта. Детали не раскрываются, но близкие к компаниям источники говорят, что Антон Рэй останется одним из акционеров и управляющим партнером.
Зияудин Магомедов
Компания: «Стройновация», «Глобалэлектросервис», «Контакт-С»
Заказчики: «Транснефть», РЖД, ФСК, Росавтодор, «Автодор»
Сумма господрядов: 31млрд руб.
Компании Зияудина Магомедова и в 2012 году продолжали успешно получать крупные заказы со стороны государства. Его «Стройновация» выиграла несколько конкурсов, в частности на реконструкцию автодороги Москва — Холмогоры, автодороги М-29 «Кавказ» из Краснодара до границы с Азербайджаном, а также на подготовку территории для строительства ЦКАД. В 2008–2011 годах компания Магомедова заняла второе место по объему крупных подрядов ФСК: тогда «Глобалэлектросервис» получил 14 проектов на сумму 60 млрд рублей. В прошлом году к ним прибавилось еще 10,5 млрд рублей. Так, компания выиграла тендер на поставку оборудования для строительства высоковольтных линий Донская АЭС — Борино. Первые бюджетные деньги Магомедов заработал еще в начале 2000-х после знакомства с тогдашним руководителем «Транснефти» Семеном Вайнштоком. «Стройновация» стала одним из крупнейших подрядчиков монополии. Однако перспективы компании на рынке подрядов «Транснефти» выглядят туманно. В интервью «Коммерсанту» президент «Транснефти» Николай Токарев сообщил, что создан строительный трест «Транснефтьстрой», который сам будет заниматься модернизацией и реконструкцией на объектах монополии.
Валерий Маркелов
Компания: «Мобойл»
Заказчик: РЖД
Сумма господрядов: 29 млрд руб.
Загадочная фирма, участвовавшая во всех тендерах и аукционах на поставку нефтепродуктов и топлива ОАО «РЖД» (вторым их участником было ООО «Ресурс Трейдинг» братьев Халиловых). По объемам вы-игранных тендеров РЖД «Мобойл» в 2012 году опередил «Роснефть», «Сургутнефтегаз», «Газпром нефть» и «ТНК-ВР». Совсем недавно «Мобойл» был небольшой торговой фирмой, но в 2011 году у компании резко выросла выручка: с 1,18 млрд рублей в 2010 году до 16,2 млрд рублей в 2011-м. Примерно в то же время у компании сменились владельцы: контроль в «Мобойле» перешел к ООО «ЖелдорТрансСтрой», владельцем которого, по данным СПАРК, является совладелец Интерпрогрессбанка Валерий Маркелов. Его имя упоминалось в связи со скандалом 2008 года: на убежавшего в Лондон совладельца Интерпрогрессбанка Германа Горбунцова было совершено покушение. В причастности к нему он обвинил партнеров по банку, Маркелова и Бориса Ушеровича. На запрос Forbes Маркелов не ответил. Еще одним совладельцем банка является советник президента РЖД Андрей Крапивин.
Михаил Чигиринский*
Компания: ООО «МКМ-логистика»
Заказчик: Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы
Сумма господрядов: 25 млрд руб.
В декабре 2012 года неизвестная компания «МКМ-логистика» выиграла один из самых крупных тендеров года — «на оказание услуг по обращению с твердыми бытовыми отходами… на территории Юго-Западного административного округа города Москвы». Компания оказалась единственным участником этого подряда, исполнение которого растянется на 15 лет. До 2027 года компания будет обеспечивать раздельный сбор мусора, его транспортировку, обезвреживание и частичную переработку.
По данным СПАРК, компанию основали в 2009 году Михаил Чигиринский и Гамлет Авагумян. Источник Forbes на строительном рынке рассказал, что Михаил — это сын владельца компании «Снегири-девелопмент» Александра Чигиринского и племянник Шалвы. Чигиринскому-младшему 23 года, он выпускник МГИМО. Его сверстник Авагумян — студент Финансовой академии. Представитель «МКМ-логистики» категорически отказался предоставить информацию о компании и личности владельца. Сам Чигиринский через свою страничку в социальной сети подтвердил, что не хотел бы ничего комментировать.
Участники рынка рассказывали Forbes, что история успеха «МКМ-логистики» началась летом 2011 года, когда к мэру Москвы Сергею Собянину с презентацией нового мусоросортировочного комплекса пришел участник списка богатейших и совладелец «Снегири-девелопмент» Роман Абрамович. Бывший гендиректор компании Ольга Логинова подтверждала знакомство учредителей компании с Романом Абрамовичем, представитель Абрамовича это опровергает.
*Партнер — Гамлет Авагумян
Владимир Костылев, Евгений Сур*
Компания: «СК Мост»
Заказчики: Росавтодор, Росморпорт
Сумма господрядов: 25 млрд руб.
Компания «СК Мост» Костылева и Сура известна как генподрядчик строительства гигантского вантового моста на остров Русский во Владивостоке — с пролетом длиной больше километра. Крупнейший из новых подрядов «СК Мост» — реконструкция Рокского тоннеля на границе Осетии с Грузией. Трехкилометровый тоннель, по которому проезжали в 2008 году российские танки, был построен 25 лет назад, и, как сказано на сайте компании, инженерная инфраструктура объекта физически и морально устарела.
Костылев и Сур познакомились на строительстве БАМа, и сначала их компания специализировалась на железнодорожных мостах на востоке страны. В 2003 году после окончания строительства БАМа они приобрели компанию «Бамтоннельстрой», обладавшую самым большим в стране парком тоннелепроходческих щитов. Эти щиты работали на строительстве тоннелей для совмещенной автомобильной и железной дорог в олимпийском Сочи и пробивают сейчас новые линии московского метро.
*В 2012 году 25% «СК Мост» купил Геннадий Тимченко
Олег Шишов
Компания: НПО «Мостовик»
Заказчики: Росавтодор, Департаменты строительства Москвы, Омска, Сочи, Ространсмодернизация
Сумма господрядов: 20 млрд руб.
Крупнейший строительный холдинг Омской области начинался со студенческого конструкторского бюро, которое организовал выпускник и преподаватель Сибирского автомобильно-дорожного института Олег Шишов. Сейчас это компания с оборотом 30 млрд рублей, среди объектов — проектирование и субподряд по мосту на остров Русский во Владивостоке, большая ледовая арена и санно-бобслейная трасса в Сочи и множество сооружений в Омске. Мэр Омска Вячеслав Двораковский — второй после Шишова совладелец компании с пакетом 5,84% акций. До того как возглавить город, Двораковский много лет работал в компании главным инженером.
Крупнейший из подрядов 2012 года — строительство железнодорожных парков и развитие станции Новороссийск, объем — 9,1 млрд рублей. Компания «Стройновация» Зияудина Магомедова, совладельца Новороссийского морского торгового порта, тоже участвовала в том конкурсе, но проиграла. Магомедов попытался оспорить результаты конкурса в Московском арбитраже и даже получил исполнительный лист, запрещающий заказчику выплачивать авансы компании Шишова. Однако через месяц после этого решения и до рассмотрения апелляции «Мостовика» представители компании Зияудина Магомедова сами отозвали иск.