К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Правительство Навального

фото Максима Авдеева для  Forbes
фото Максима Авдеева для Forbes
Оппозиции нужна процедура публичного выбора лидера.

Когда год назад мы обсуждали с редакцией Forbes серию колонок «Послезавтра», мы договорились, что в этой серии должна появиться колонка о «правительстве Навального». Но когда подошла ее очередь, это словосочетание из абстракции послезавтрашнего дня вдруг превратилось во вполне конкретный вопрос: как будет устроено правительство президента Навального (или «условного Навального»)? Если (или когда) оппозиция придет к власти, кто будет управлять страной?

Вплоть до самого последнего времени казалось, что ответа на этот вопрос нет и быть не может. На самом деле архитекторы «суверенной демократии» создали такую систему, что в российской оппозиционной политике было трудно найти новых лидеров. В общепринятом представлении оппозиционные политики — это лидеры 1990-х годов, которых общество считает (не без помощи официальной пропаганды) ответственными за все трудности того периода. В то же время казалось, что молодые лидеры «большего калибра» в политику в нулевые годы не шли. Оппозиционная политика нулевых не предлагала никакой карьерной перспективы. До сих пор не вполне понятно, может ли сегодняшний лидер оппозиции заниматься политикой full-time. На что при этом он (или она) будет жить и кормить детей? В этом смысле не только обыватель относился к оппозиционным политикам с подозрением — может быть, они занимаются политикой, потому что больше ни на что не способны? Не могут сделать карьеру в бизнесе? А если это так, разве стоит доверять им страну?

На этот вопрос пока нет ответа, но уже понятно, откуда этот ответ возьмется. Правительство «условного Навального» — да и выбор самого лидера этого правительства — появится в результате проведения настоящих праймериз. В течение 2012 года оппозиция проведет — так или иначе — выборы новых лидеров. В ходе дискуссий возникнут новые люди, новые программы, обещания (в смысле непереводимого английского слова commitment) их реализовать.

 

Праймериз — как нам в очередной раз напомнит американская избирательная кампания — это не только выбор единого кандидата. Праймериз — это в первую очередь определение идей, программы действий и команды. Во время праймериз кандидаты узнают, что нужно их избирателям, и дают им обещания, от которых нельзя будет потом отказаться (без потери репутации).

Насколько возможно провести настоящие праймериз в России? Современные технологии и широко представленные среди оппозиции волонтеры из IТ-бизнеса позволят сделать проведение дискуссий и подсчет голосов относительно недорогими. Успех недавних розничных кампаний по сбору средств на гражданские и политические инициативы (в первую очередь, «Роспил») показывает, что собрать деньги, скорее всего, удастся. Конечно, налогоплательщикам будет обидно, что придется создать фактически параллельную избирательную систему. С другой стороны, если праймериз будут проведены без нарушений, то это станет отличным примером для реформы ЦИК.

 

Пока трудно судить, чем закончатся праймериз оппозиции, вокруг какой платформы консолидируется «команда Навального» и кто в нее войдет. Разнородность оппозиции говорит о том, что «правительство Навального» будет, скорее всего, коалиционным. Риск развала широкой коалиции, безусловно, высок. Но для того и нужны праймериз, чтобы программа действий, которая возникнет в их результате, была бы публично поддержана всеми участниками коалиции. Если это удастся сделать, власть и средний класс перестанут сомневаться в дееспособности оппозиции.

Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+