Покупая предметы искус- ства для собственного удовольствия, вы ничем не рискуете: даже если цены упадут, у вас останутся любимые вещи. Вкладывать в них деньги с целью получения прибыли следует очень осторожно — посткризисный арт-рынок уже не обещает постоянного роста по всем направлениям.
Французская мебель середины ХХ века
Модернистская мебель середины XX века сегодня, пожалуй, самый недооцененный и перспективный раздел арт-рынка. Особое внимание стоит обратить на французов — Шарлотту Перриан, Жана Пруве, Пьера Жаннере (брат знаменитого Шарля ле Корбюзье). На рынке достаточно много интересных вещей этих дизайнеров. Спрос на них растет: среди последних громких продаж в этой области стоит отметить мартовские торги Christie’s, на которых распродавалось собрание французского предпринимателя Лорана Негро. Среди самых дорогих лотов — раздвижной стол De Luxe Перриан ($563 700) и шезлонг B306, спроектированный Перриан, Жаннере и Корбюзье ($171 807). На менее статусных торгах чикагского аукционного дома Wright20 цены на предметы этих авторов значительно ниже: от $1000 за простой деревянный стол Перриан до $20 000–30 000 за стулья и кресла, созданные Жаннере для правительственных зданий индийского города Чандигарх. Преимуществом этой мебели, помимо умеренных цен в сочетании с безусловной исторической значимостью, является функциональность.
Классика фотографии
Анри Картье-Брессон. «Похороны Ганди». 1948, $5000. фото Christie's
Топ-10 самых дорогих фотографий выглядит парадоксально — такого нет, пожалуй, ни в одной другой области искусства. Все места в нем делят между собой три ныне живущих фотографа: Синди Шерман, Ричард Принс и Андреас Гурски, у каждого из них есть работы, проданные за $2 млн и выше. Этим пока не может похвастаться ни один из классиков фотографии, более того — некоторые их работы пока можно купить за $5000–20 000. В ноябре Christie’s проведет два специальных аукциона, на которых будут выставлены работы двух мэтров ХХ века — Ирвинга Пенна и Анри-Картье Брессона. Их фотографии уже стоят немало: например, фэшн-снимки Пенна продавались на аукционах по цене до $400 000. Зато фотопортреты его знаменитых соотечественников, таких как Труман Капоте или Жан Кокто, будут выставлены по начальным ценам $10 000–20 000. Почти обязательно будут дорожать и многие снимки Картье-Брессона, на которых запечатлены исторические моменты. За фото «Берлинская стена. Западная Германия» в начале торгов попросят $6500–9000, за «Похороны Ганди» — $8000–12 000. Полтора года назад один из снимков Картье-Брессона с похорон Махатмы был продан на аукционе всего за $5000.
Современная керамика
Люси Ри. Большая овальная чаша. 1983, $30 000. фото Phillips de Pury & Company
Керамические изделия долгое время привлекали к себе внимание серьезных покупателей только в тех случаях, если они были изготовлены в античные времена или их автором был Пабло Пикассо. Самый продаваемый и дорогой художник мира создал множество ярко раскрашенных блюд и ваз сложных форм, сейчас цены этих предметов варьируются от нескольких сотен до десятков тысяч долларов. Но восприятие керамики меняется, и сегодня ее рассматривают как один из модных трендов в современном искусстве. Сегодня цены на вазы со сценками из жизни неблагополучной части общества, за которые британец Грейсон Пери в 2003 году получил престижную премию Тернера, доходят до $90 000. На «дизайнерских» торгах Phillips de Pury и Rago Arts керамика показывает все более уверенные результаты. Среди фаворитов рынка — мастера второй половины ХХ века, например Люси Ри (1902–1995), Ричард Девор (1933–2006), Питер Вулкос (1924–2002), Ханс Коупер (1920–1981). Судя по результатам сентябрьского аукциона Phillips de Pury, быстрее всего сейчас дорожают работы Ри — c превышением эстимейта (начальной оценочной стоимости) было продано большинство ее работ.
Современный дизайн
Марк Ньюсон. Стол. Ок. 2006, $154 000. фото Phillips de Pury & Company
За пару посткризисных лет все свыклись с мыслью, что покупка самых модных и раскрученных современных художников вроде Питера Дойга или Джеффа Кунса имеет смысл только в том случае, если не рассматривать ее как выгодную инвестицию. Они сильно упали в цене и могут выглядеть привлекательными, но добраться до прежних высот в обозримом будущем им вряд ли удастся. Место «голубых фишек» современного искусства пытаются занять дизайнеры — те из них, кто трактует понятие дизайна максимально широко и создает не столько функциональные вещи, сколько арт-объекты. Работы Рона Арада, Марка Ньюсона, Захи Хадид на протяжении последнего года показывали стабильно высокие результаты, но именно по этой причине покупать их сейчас не стоит — похоже, цены почти достигли максимума. Большинство объектов этих дизайнеров на прошедших осенью торгах Phillips de Pury были проданы в рамках прогнозной стоимости. Например, белый стол Aqua Хадид ушел за £49 250 при оценке в £40 000–50 000, а цветастое кресло Арада из полиэстера и стеклопластика, оцененное в £60 000–90 000, так и не нашло покупателя. Несмотря на это, эстимейты на предстоящих торгах дизайна Christie’s оптимистичны: стул Арада Oh Void оценен в £125 000–175 000, а стул Alu-Felt Ньюсона — в £200 000–300 000.
Сюрреализм
Поль Дельво. «Кариатиды». 1946, $9 042 500. фото Sotheby's
Несмотря на всенародную любовь к Сальвадору Дали и длинные очереди на его недавнюю выставку в ГМИИ им. Пушкина, искусство сюрреалистов сегодня представляется не самым удачным выбором для инвестиций. По крайней мере, если вы не готовы ждать роста цен еще лет 50. По данным компании Art Market Research, цены на сюрреалистов начали резко расти в середине 2006 года и к прошлому году достигли максимума, преодолеть который им вряд ли в обозримом будущем удастся. Но главная проблема — острая нехватка качественных вещей на рынке. По-настоящему серьезные картины Дали за последний год появлялись на торгах редко, из громких сделок можно назвать только майский аукцион Sotheby’s, где портрет княгини Арчил Гуриелли (Елены Рубинштейн) был продан за $2,7 млн при эстимейте $1–1,5 млн. Основная масса присутствующих на рынке работ Дали не представляет инвестиционного интереса. Схожая ситуация с работами Рене Магритта или Поля Дельво — их не очень значимые произведения часто остаются непроданными, а редко всплывающие шедевры уходят с огромным превышением предварительной оценки. Например, «Кариатиды» Дельво были проданы на том же майском Sotheby’s за $9 млн при эстимейте $3–5 млн.