Последние статьи этого номера уходят в типографию 17 августа. По сравнению с угрозой дефолта США, риском распада еврозоны и безумными скачками мировых рынков российский кризис 1998 года кажется теперь каким-то детским страданием, кризисом потери молочных зубов. Как ни жаль было терять те экономические завоевания (помните данное Ельциным обещание, что доллар будет стоить 6 рублей?), потеря молочных зубов большинству пошла на пользу.
То, что творится в экономике начиная с 2008 года, я бы сравнила с кризисом среднего возраста — мучительным, болезненным, долгим. Выход из него неочевиден: казалось бы, спасительное решение — вот оно, рядом, а оно оказывается сугубо временным. Так и с мировой экономикой. Экономисты, правительства, политики мучительно ищут выход, а просвета нет. Понизив рейтинг США, агентство S&P честно оценило их действия: «Ваших усилий явно недостаточно». Рост экономик развивающихся стран казался панацеей, но стал лишь временным выходом — перегрев начался и там. И вот мы уже на пороге новой рецессии.
Одна из черт кризиса — ощущение потери точки опоры. Истерия на фондовых рынках подтверждает, что подобные ощущения испытывают люди по всему миру. Бизнесмен, входящий в первую десятку списка Forbes, когда мы спросили его, в чем он посоветует держать сейчас деньги, усмехнулся: «В активах». — «В каких?» — уточнили мы. — «Да в тех, в которые вы верите». Инвесторы, которые то панически распродают, то вдруг радостно бросаются скупать активы, похоже, не так сильны в своей вере.
В этой ситуации самое время вспомнить о вечных ценностях. Что можно считать ими в экономике? Например, золото (статью о том, почему максимум цены на этот металл еще не достигнут, читайте на стр. 108). Например, кофе — 2,5 млрд чашек ежедневного допинга, который потребляет наша планета (стр. 110), — совсем не шутка.
А что доллар? Да, гегемону нанесен сильнейший удар (об этом читайте колонку профессора Йельского университета Олега Цывинского, стр. 36.). Но США — по-прежнему крупнейшая экономика мира. Китай, Индия, Россия и другие страны все еще опираются на доллар, доля доллара в мировых резервах — 60%. Инвесторы скупают гособлигации США даже по нулевой ставке. Все это доказывает: доллар жив. Во всяком случае, пока он живее других.
Осталось набраться мужества и начать планировать инвестиции в дни, когда новости с фондовых рынков напоминают военные сводки. И тут мы решили довериться профессионалам: поэтому необычно много статей инвестиционного номера написано людьми, далекими от журналистики, — экономистами, управляющими, аналитиками, партнерами инвестиционных фирм. Сложное время высоко возносит профессионализм. Люди, заработавшие деньги только благодаря случаю, вряд ли покажут сильный результат во время затяжного шторма. Профессионал же должен уметь выигрывать при любых картах. Мы предположили, что благодаря советам профессионалов выиграть сможете и вы.