Не призрак, а самый настоящий демон популизма поселился на постсоветском пространстве. Как остроумно замечает в своей колонке постоянный автор Forbes экономист Ксения Юдаева (стр. 33), Лукашенко и российскому тандему правителей пора перенимать иммунитет к популизму у Фиделя Кастро. Меня сильно беспокоит тонкое сходство (и уязвимость) российской и белорусской популистских моделей. Платежный баланс Белоруссии, сильно упрощая, — функция от цен на российские энергоносители. А платежный баланс России, упрощая еще больше, — функция от политики Саудовской Аравии и других влиятельных членов ОПЕК.
Одна из форм популизма, устоять перед соблазном которой не могут ни белорусские, ни, к сожалению, российские власти, — это ручное управление. Не нравится цена на электроэнергию? Возьмем энергокомпании под свой контроль, воссоздадим монополию. Ситуация с безопасностью на транспорте никуда не годится (я пишу эту колонку в день национального траура по погибшим на теплоходе «Булгария»)? Поручим прокуратуре проверить каждую шлюпку. Обнаружилась дыра в системообразующем банке? Напечатаем рублей и зальем дыру деньгами, какой бы гигантской она ни была.
В 99% случаев эти приемы ведут не к желаемому, а, скорее, к обратному результату. Катастрофы финансовые ли, человеческие ли повторяются по одному сценарию — меняются только декорации и обстоятельства. Проблемы в конечном счете не решаются, а множатся. Ясно, что без радикального улучшения институтов, таких как банковский надзор, некоррумпированная и эффективная система контроля за той же безопасностью на транспорте, ситуация будет только ухудшаться. Но популизм не терпит сложных решений и медленной кропотливой работы. Он требует простых действий и ручного управления.
Куда это может завести, хорошо видно на примере Белоруссии, охваченной жестоким экономическим кризисом. Лучшее, что может ожидать эту страну в ближайшие месяцы или даже несколько лет, — это сценарий, при котором страна с невероятным трудом выползает из кризиса благодаря внешним кредитам и частичной приватизации (дискуссию экспертов на эту тему читайте на стр. 130). Зависимость Белоруссии от внешних факторов — конъюнктуры и милости соседей — только усилилась. Нужно ли такое будущее России?
Понятно, что движет всеми приверженцами популизма: у него с популярностью один корень. Зарабатывай Владимир Путин сценой, он, возможно, оставил бы далеко позади и Стаса Михайлова (новый лидер ежегодного рейтинга знаменитостей Forbes, см. стр. 75), и других. Но ведь президент и премьер-министр не поп-звезды, чьи доходы находятся в прямой зависимости от славы. Во всяком случае, так не должно быть. Мы не хотим, чтобы так было.