Интернет-проекты как объект инвестиций входят в моду. Что из этого получится?
Пример Алишера Усманова и Юрия Мильнера, удачно инвестировавших в интернет (№5 и №99 в «Золотой сотне» 2011 года), заразителен. Все больше предпринимателей, далеких от высоких технологий, жаждут вложить деньги в онлайн-сервисы, игры и соцсети.
«Я занялся инновациями в 2009 году с подачи друзей из венчурных фондов и «Роснано», — рассказывает один из таких «непрофильных инвесторов», член совета директоров холдинга недвижимости «Миэль» Евгений Плаксенков. — Даже ездил в США и Израиль изучать, как работают бизнес-инкубаторы». На одной из конференций по инновациям, где топ-менеджер стал завсегдатаем, к нему обратилась команда стартапа Aikos, и он дал им денег.
Можно не сомневаться, что инвесторов в интернет, подобных Плаксенкову, будет еще больше. Перспективы рынка очевидны: за два года число пользователей интернета в России увеличилось на 43%, до 53 млн человек, согласно данным ФОМ и TNS Web Index., а, по мнению аналитиков J.P.Morgan, к 2013 году общее количество русскоязычных интернет-пользователей может достичь 250 млн человек. Но так ли много шансов у армии новичков заработать в интернете легкие деньги?
«Если предприниматель интуитивно не найдет сильную команду, то много денег можно слить очень быстро, буквально за пару месяцев», — предупреждает инвестменеджер фонда iTech Capital Николай Давыдов. Многие из интернет-проектов, возникших в последние пару лет, уже не существуют, отмечает и Андрей Фадеев, гендиректор компании Progrestar, разрабатывающей игры и сервисы для соцсетей.
«Когда стартап позиционируется как финансовый инструмент для частного инвестора наравне с депозитами и фондовым рынком — это признак инфантильности рынка, — говорит Алексей Басов, вице-президент Mail Group. — Но на рискованные деньги всегда есть спрос, в результате на рынке появляются сотни стартапов в год. Выживает один из ста».
Forbes приводит несколько примеров проектов, в которые вложились люди, далекие от интернета.
Aikos
Специализация сервисы в соцсетях
Год создания 2009
Раунд инвестиций 2010
Инвестор Евгений Плаксенков, член совета директоров холдинга «Миэль»
Компания создана выпускниками факультета ВМК МГУ. Плаксенков теперь — «старший партнер» и совладелец этого стартапа. Фирма расширяет штат. Недавно запущен новый сервис ReTweet Boom — можно получить скидку на услугу в обмен на рекламу акции в социальных сетях. Несмотря на высокую конкуренцию среди скидочных сервисов (Groupon и т. д.), Плаксенков в перспективах своего проекта не сомневается.
destiny DEVELOPMENT
Специализация разработка и локализация онлайн-игр
Год создания 2008
Раунд инвестиций 2011
Инвестор Леонид Огородников (на фото) и Олег Андреев, акционеры «Каро-Фильм»
«Про игру «Ботва» слышали? Наша разработка», — с гордостью рассказывает основатель и директор Destiny Антон Аграновский. Средства инвесторов он планирует направить на захват рынков Китая и Европы, а также на создание новых игр, не только браузерных (их разработка относительно недорога, до $1,5 млн), но и клиентских — стоимость такого проекта может достигать $25 млн.
Tvigle
Специализация видеоконтент
Год создания 2007
Раунд инвестиций 2011
Инвестор «Промсвязькапитал», холдинг банкиров Алексея и Дмитрия Ананьевых
Tvigle.ru был создан Егором Яковлевым и бизнес-ангелом Павлом Черкашиным. Видеосервис и раньше привлекал инвесторов. В июле этого года стало известно, что 27,27% стартапа приобрела голландская Front Page Holdings B.V., структура «Промсвязькапитала». Ранее холдинг братьев Ананьевых в интернет-стартапы не вкладывался.
Syncopate
Специализация разработка онлайн-игр
Год создания 2010
Раунд инвестиций 2011
Инвестор холдинг AR Films продюсера Александра Роднянского
Фирма Syncopate была создана в конце 2010 года Олегом Самбикиным, Ильей Веригиным и Василием Медведевым, ушедшими из Innova Systems, известного российского издателя игр. Наиболее известные разработки Syncopate — игра-стрелялка War Inc. и стратегия Rage of Titans. По словам Роднянского, за 25% Syncopate он заплатил «менее $10 млн».