К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Жизнь без патентов


Юридическая защита изобретений теряет смысл. Что ждет производителей?

В июне Apple урегулировала патентный спор с Nokia. Та уже несколько лет обвиняла компанию Стива Джобса в нарушении полусотни патентов — тут и способы передачи данных и кодирования информации, и обработка речи, и многое другое. По оценкам аналитиков, финны должны получить более $0,5 млрд. Можно подумать, что Nokia — главный инноватор в разработке смартфонов. Но это не так. Неспособность Nokia создать конкурентоспособную операционную систему для мобильных телефонов привела к тому, что ее акции с 2007 года, когда появился iPhone, упали уже на 79%.

Microsoft, которой рынок смартфонов тоже дается с большим трудом, получает лицензионные отчисления от тайваньской HTC, работающей преимущественно с ОС Android, — по $5 с трубки. На ОС от Google в Рэдмонде зарабатывают больше, чем на собственной Windows Phone 7: телефоны конкурента продаются на порядок лучше. Недавно появилась информация о том, что аналогичные отчисления может начать платить Samsung — тогда годовая выручка Microsoft от патентных войн приблизится к $1 млрд.

Приведенных цифр уже довольно, чтобы заключить, что система патентной защиты не работает, по меньшей мере в том смысле, который в нее вкладывают законодатели. Но она перестает работать и в прагматическом смысле — для обогащения. Патенты стремительно девальвируются.

 

Тому есть несколько причин. Количество патентов давно превысило теоретически возможное число здравых идей: сотрудники IBM, к примеру, получили только в 2010 году 5896 патентов. Кроме того, технологический прогресс ускоряется, а скорость обработки патентов, напротив, падает. Бюро патентов и торговых марок США в среднем тратит на одну заявку 2 года 10 месяцев. Это сопоставимо с жизненным циклом любой электронной новинки.

Девальвация патентов началась уже давно. Это видно хотя бы по тому, что каждая уважающая себя технологическая компания скапливает их тысячами. А если собственных патентов нет — покупает на стороне. Только что Apple на паях с несколькими конкурентами выкупила за $4,5 млрд патентное портфолио разорившейся телекоммуникационной компании Nortel. HTC покупает за $300 млн контроль в разработчике чипов 3S Graphics, тоже, как считается, ради портфолио компании.

 

До суда патентные иски практически не доходят, а если и доходят, нарушители отделываются штрафом, несравнимым с выручкой от нового гаджета. Так что мотивации уважать чужую интеллектуальную собственность ни у кого нет. И это означает, что скоро патентная практика, по крайней мере в части потребительской электроники, де-факто умрет.

Как будет работать защита инноваций? Возможно, никак. Скопировать любой прибор с каждым годом все проще и проще, а значит, производители будут полагаться на то, что быстро скопировать нельзя: приложения, дистрибуцию и закупку компонентов. Apple давно уже смотрит в будущее, не требующее патентных разбирательств. Основные активы компании — сотни тысяч сторонних разработчиков, розничная сеть и, главное, долгосрочные контракты с поставщиками, которым она фактически оплачивает строительство заводов (в прошлом году компания потратила на инвестиции в поставщиков $3,9 млрд). Конкуренты до сих пор с трудом могут воспроизвести iPhone хотя бы потому, что производители экранов законтрактованы Apple на годы вперед. Если идея хороша, то можно рискнуть несколькими миллиардами, чтобы зафрахтовать под нее несколько заводов в Юго-Восточной Азии.

Результат: мелким компаниям с новыми идеями все труднее конкурировать с гигантами. В последние годы крупные компании либо создают новинки сами, либо покупают их создателей (Kinect, Android). Так что новым игрокам, чтобы изменить расклад сил на рынке, придется изобретать что-то более оригинальное, чем очередной телефон. Но кто-кто, а потребители от этого точно не проиграют. Идеи ничего не стоят, любят говорить венчурные инвесторы, стоит их реализация.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+