Как переезжают правительства.
В российской столице ждут перемен. Президент Дмитрий Медведев озаботился инфраструктурой Москвы и решил избавить ее от части столичных функций, перенеся ряд правительственных учреждений за пределы города. «Англия и Франция не увлекаются такими экспериментами, — иронизирует глава архитектурного бюро «Остоженка» Александр Скокан. — Перенос столицы — удел более молодых цивилизаций». Forbes изучил опыт строителей других столиц.
Путраджайя, Малайзия
Этот город-сад вырос на месте леса каучуковых деревьев. Причины, по которым малайзийцы решились на дорогостоящий проект, выглядят знакомыми. Во-первых, нужно было снизить нагрузку на инфраструктуру перенаселенной столицы — Куала-Лумпура. К 1995 году в ней проживало 1,3 млн человек, или 6% населения страны (для сравнения, в Москве сейчас проживает 8% россиян). Во-вторых, правительственным структурам требовалось все больше и больше помещений, а в черте города места для них физически не находилось. И, наконец, грамотно спланированный с градостроительной точки зрения город, оборудованный самыми современными техническими решениями, должен был по замыслу малайзийских властей повысить эффективность работы правительства.
Идейным вдохновителем строительства нового города был премьер-министр Малайзии Махатхир Мохамад, известный тем, что занимал эту должность 22 года, дольше всех за всю историю независимой Малайзии. Было у доктора Махатхира и свое «Сколково» — так называемый мультимедийный суперкоридор — узкая линия к югу от Куала-Лумпура, которую планируется превратить в аналог Кремниевой долины. Путраджайю заложили в середине этого «коридора», в 25 км от столицы и в 20 км от международного аэропорта. Почти все работы, начиная от разработки проекта и заканчивая стройкой, выполняли местные архитекторы, инженеры и другие подрядчики. Для управления проектом была создана специальная компания Perbadanan Putrajaya, а основным застройщиком стала Putrajaya Holdings, фирма, которая на 64% принадлежит местной нефтяной госкомпании Petronas. В 2010 году выручка этой компании превысила $75 млрд, притом что ВВП Малайзии составляет $240 млрд — ни одна российская компания не может похвастаться выручкой, сопоставимой с третью национального ВВП. Нефтяники и стали основными инвесторами проекта создания Путраджайи, стоимость которого превышает $8 млрд.
По проекту правительственные здания должны занять не более 5% площади нового административного центра. 14% приходится на жилье, 3% — на коммерческую застройку и почти 40% — на парки и иные открытые пространства. Сюда входит и рукотворное озеро, которое отделяет центральную часть города от других районов и в жару способствует естественному охлаждению.
Строительство города началось в 1995 году, в 1999-м состоялось его официальное открытие, и туда потихоньку начали переезжать федеральные чиновники. Путраджайя пока остается в статусе «административного центра», поскольку парламент и резиденция короля до сих пор расположены в Куала-Лумпуре. Население города планируется довести до 320 000 человек, сейчас оно превышает 70 000; в городе работает более 40 000 федеральных служащих.
Можно ли считать проект успешным, а цели достигнутыми? В 2009 году численность населения Куала-Лумпура составляла 1,8 млн человек, а к 2011-му она снизилась до 1,6 млн. Однако не все замыслы относительно «города будущего» удалось воплотить в жизнь. Например, все еще не построена система внутригородской железной дороги, для которой был возведен в 2004 году красивый мост. Пока основным видом общественного транспорта в городе остаются неэкологичные автобусы. И если правительственные здания построены полностью, то коммерческие и жилые объекты готовы чуть больше чем на половину. Но так или иначе, в пустынной болотистой местности меньше чем за 10 лет вырос город — россиянам есть чему поучиться.
Вот еще несколько примеров того, как власти страны экспериментировали с ее столицей.
Бразилиа, Бразилия
Впервые бразильские политики сформулировали идею о том, что стране нужна новая столица вместо Рио-де-Жанейро, сразу после освобождения от португальского владычества в 1822 году. Но идея была реализована только в 1960-х годах: правительство выделило участок в центральной части страны на берегу искусственного водохранилища, чтобы стимулировать экономическое развитие территории, и объявило конкурс, который выиграл последователь Ле Корбюзье бразилец Лусио Коста. Он спроектировал «лучезарный город», сверху напоминающий самолет или птицу с распростертыми с севера на юг крыльями. В соответствии с идеями Ле Корбюзье места работы, отдыха, проживания, покупок были отделены друг от друга. В новой столице спроектировали дорожную сеть, включающую многочисленные скоростные шоссе и кольцевые дороги и полностью лишенную светофоров. Градостроительное решение обеспечило творению Косты место в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО, но не избавило город от обычных проблем: армия строителей (60 000 человек) осела в нем вместе с семьями, потом туда началась миграция жителей бедных окрестных провинций, и теперь в Бразилиа, первоначально рассчитанном на 500 000 человек, живут более 2,5 млн. Город окружен пригородами-муравейниками и потерял первоначальную форму птицы. Но кое-что осталось неизменным: полиция здесь, как и в момент основания «лучезарного города», строгая и неподкупная, дороги ровные, а водители пропускают пешеходов на «зебрах», что в Бразилии, как и в России, не принято.
Вашингтон, США
Самым удачным опытом переноса столицы опрошенные Forbes эксперты признали Вашингтон. Первой столицей США была Филадельфия, именно здесь была подписана Декларация независимости и собирался Континентальный конгресс. Однако в 1793 году на депутатов Конгресса напали бунтующие солдаты, а власти штата отказались применять силу, чтобы навести порядок. После этого было решено, что столица государства не должна зависеть ни от какого штата. И ее решили построить недалеко от крупных городов, Нью-Йорка и Филадельфии, на берегу реки Потомак, разделяющей северные и южные штаты. В 24 км, кстати, располагалось поместье Джорджа Вашингтона — считается, что именно за ним был окончательный выбор места названной его именем столицы.
Астана, Казахстан
Столица Казахстана переезжала с места на место четыре раза. Первое время, когда Казахская АССР только была создана в составе Советского Союза, столица располагалась за ее пределами в Оренбурге, где проживало немало казахов: на территории Казахстана в то время просто не было крупных городов. После чего столица кочевала дважды и в итоге оказалась в Алма-Ате — городе, основанном когда-то имперскими властями на горном плато в Алатау (первое название города — Верный). Возглавив независимый Казахстан, Нурсултан Назарбаев в 1998 году заложил новую столицу, уже не в предгорной сейсмоопасной зоне на юге, а на промышленно развитом севере. Небольшой городок Акмолу, ставший базой для новой стройки, переименовали в Астану («столица» по-казахски). По разным оценкам, объем инвестиций в стройку составил $8–12 млрд, из них свыше $2 млрд — средства бюджетов разных уровней. Население новой столицы, куда уже перебрались все чиновники, выросло втрое, до 800 000 человек. При этом, по данным переписей населения, доля русскоязычного населения в Астане сократилась с 54% до 19%.