Какое отношение к небоскребам Сити имеет семья первого президента.
«Мы с вами и для аббревиатуры ВВП можем придумать расшифровку!» — негодует бизнесмен Олег Гранкин. Его кабинет расположен в новеньком пятиэтажном здании в одном из арбатских переулков в центре Москвы. Здесь царит идиллия: немного офисов, немного роскошных квартир и застекленный зимний сад на крыше.
Из равновесия Гранкина выводит вопрос о собственниках кипрской фирмы Valtania Holding, чье российское представительство он возглавляет. Через этот офшор, сообщила в июне газета «Ведомости», экс-руководитель администрации президента Валентин Юмашев и его жена Татьяна, дочь Бориса Ельцина, владеют половиной небоскреба Imperia Tower, который уже почти построен в деловом центре Москва-Сити. А название Valtania образовано из имен Валя и Таня. «Нормальному человеку ума бы не хватило заложить в название компании имена таких людей!» — сердится бизнесмен. Название фирмы Гранкин, по его словам, выбрал сам — из нескольких предложенных юристами при регистрации офшора.
Гранкин утверждает, что он единственный владелец Valtania. Но семье Юмашевых он совсем не чужой: Гранкин женат на Людмиле Юмашевой, тетке Валентина. С Людмилой Гранкин познакомился в конце 1990-х, когда работал в Агентстве по экономике при Ассоциации субъектов федерации Центральной России; агентство, по его словам, занималось налаживанием горизонтальных связей между предприятиями, в том числе в странах СНГ.
У Гранкина был бизнес в Полтаве и несколько внешнеторговых фирм, а Людмила Юмашева обратилась в агентство с предложением реализовать проект в сфере медицины. Она и привела Гранкина в Сити: захотела открыть медицинский центр, в котором занимались бы в том числе восточной медициной. Олег Гранкин как-то упомянул об этом в разговоре с генеральным директором «Русала» Александром Булыгиным. Основной владелец «Русала» Олег Дерипаска — зять Валентина Юмашева, он женат на его дочери Полине. Поэтому Гранкин и занимал пост председателя совета директоров ОАО «Сити» три года, не будучи, по его словам, совладельцем — просто приглядывал за бизнесом «родственника, Олега Владимировича». Булыгин посоветовал Гранкину обратиться к Павлу Фуксу, который занимался проектом строительства многофункционального центра с аквапарком на одном из участков Сити.
«Я пришел к Фуксу, сказал, что сделал бы больничку, — вспоминает Гранкин. — А он признался, что проект тормозится, и предложил поучаствовать. Мы оценили банковские возможности, проверили, сможем ли закредитоваться, и вошли в эту стройку». Бизнесмены договорились поделить площади в здании пополам. Было это в 2005 году.
Первые $130 млн Гранкину, по его словам, выделил принадлежащий Олегу Дерипаске банк «Союз». «Они лояльно к нам отнеслись, кредиты выдали, — вспоминает Гранкин. — Но дорого, под 20%: рыночные условия, никаких поблажек». С кредитом бизнесмен все еще рассчитывается. Кроме того, Гранкин с Фуксом совместно получили кредит в банке ВТБ — 4,5 млрд рублей. «Павел Фукс обеспечивал девелоперскую составляющую: проектные работы, получение разрешительных документов, строительство и т. д., — рассказывает о том, как происходило разделение труда между участниками партнер консалтинговой компании S.A. Ricci Алексей Богданов. — Valtania по большей части выступала в качестве инвестора, так как у них не было ни своей команды, ни опыта в девелопменте, сопоставимого с компанией Фукса».
Частью залога по первому кредиту ($130 млн) послужили средства Фонда Ельцина, размещенные в банке «Союз». Фонд тогда (2005 год) располагал 1,5 млрд рублей.
Цель Фонда Ельцина — исследование российских реформ и популяризация деятельности первого президента России. Как говорится на сайте фонда, он действует по пяти направлениям — образование (например, платит стипендии 50 лучшим студентам Уральского федерального университета), культура, медицина, развитие спорта (в основном тенниса) и международное гуманитарное сотрудничество.
Учредителями Фонда Ельцина в 2002 году являлись в равных долях Александр Волошин, Виктор Черномырдин, Валентин и Татьяна Юмашевы, а также Анатолий Чубайс (данные «СПАРК-Интерфакс»). Управляет фондом Татьяна Юмашева. «Они (фонд) на первом этапе нам помогли, — подтверждает Гранкин. — Взамен мы отдадим им часть нашей доли площадей в готовом здании». Если учесть, что общая площадь «Империи» составляет 200 000 кв. м, то фонд мог бы получить 50 000 кв. м офисов и апартаментов. Но, по словам Гранкина, в действительности речь может идти о помещениях площадью до 10 000 кв. м, потому что часть помещений продается, чтобы финансировать стройку и рассчитываться с кредитами. По мнению руководителя отдела оценки Cushman & Wakefield Константина Лебедева, стоимость всей башни на сегодняшний день и в данной стадии готовности составляет $800–900 млн, таким образом доля Фонда Ельцина тянет на $50 млн.
Что будет делать фонд с площадями в небоскребе? Гранкин объясняет, что доходы от управления этой недвижимостью станут постоянным источником средств для фонда, который сейчас работает за счет средств от разовых пожертвований или на проценты от основного капитала. Сдача в аренду 10 000 кв. м в офисной башне (часть помещений планируется продать), исходя из примерных ставок в Москва-Сити, может приносить около 200 млн рублей в год.
Для фонда это большие деньги. Судя по его отчетности, остаток денег на счетах в 2010 году составлял 1,48 млрд рублей, эта сумма в последние годы почти не менялась. В 2009 году значительная часть поступлений, 120 млн рублей, пришлась на процентные доходы от размещения базового капитала. Но 2010 год был удачным для фонда, так как поступило еще 300 млн рублей добровольных взносов. Ежегодные траты фонда в последние годы, судя по отчетности, колеблются в пределах 100–150 млн рублей.
Теоретически семья первого президента имеет возможность получить выгоду от доходов фонда, в том числе от сдачи в аренду площадей в Imperia Tower. По закону благотворительная организация вправе тратить на оплату труда административно-управленческого персонала до 20% поступлений, объясняет Олег Хохлов, партнер юридической компании Goltsblat BLP: если привлечь в фонд $1 млн, то можно потратить $200 000 на оплату труда. Пока управляющие фонда такой возможностью не пользовались: в 2010-м фонд потратил на зарплаты 7 млн рублей. (Сборы в прошлом году превысили 420 млн рублей.)
Павел Фукс отказался давать комментарии для этой статьи, подтвердив только, что Олег Гранкин является владельцем половины башни. Однако ранее в интервью Forbes он признавал, что первое время искать финансирование для строительства небоскребов в Сити было сложно. Представитель банка «Союз» и Валентин Юмашев от комментариев также отказались.