К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Медийная «Россия»


Как и зачем банкир Юрий Ковальчук за шесть лет подмял под себя главные СМИ страны.

«Банк «Россия» и помощь Юрия Валентиновича дадут новый импульс развитию компании», — совладелец «Альфа-Групп» Петр Авен делится с Forbes впечатлениями от недавней сделки. В мае «Альфа» избавилась наконец от телевизионных активов, продав банку «Россия» 25,2% акций «СТС Медиа» — владельца каналов СТС, «Домашний» и ДТВ. Если «СТС Медиа», рассуждает Авен, станет центром кристаллизации медиаактивов банка, получится холдинг, каких еще не бывало. И он не преувеличивает. Под контролем или в сфере влияния Юрия Ковальчука — председателя совета директоров и основного акционера «России» — находятся шесть федеральных телеканалов. Это не менее 15 млн телезрителей ежедневно и более 35% рынка телерекламы. В пересчете на деньги — свыше 45 млрд рублей по итогам прошлого года.

«Альфа», по признанию одного из ее топ-менеджеров, давно хотела расстаться с телевизионным бизнесом: несмотря на отсутствие политики на развлекательных каналах, дело это слишком хлопотное и нервное — доходы напрямую зависят от рейтингов и творческой составляющей. Тем удивительнее устойчивый интерес к этому бизнесу банка «Россия», чьи устремления до 2005 года ограничивались финансовым миром. Зачем Ковальчук начал покупать СМИ? Александр Орджоникидзе, гендиректор «Национальной Медиа Группы» (центральной в медиаимперии Ковальчука), уверяет: «Все предложения о покупке и продаже, которые выходят на рынок, мы оцениваем и выносим на рассмотрение акционерам, руководствуясь исключительно бизнес-целями». Но на медиарынке утвердилось мнение, что тут первична политическая воля. Ведь Юрий Ковальчук — давний приятель Владимира Путина. Они познакомились в начале 1990-х, когда Ковальчук был заместителем президента Ассоциации совместных предприятий Ленинграда, созданной по инициативе Анатолия Собчака, а Путин как глава комитета мэрии по внешним связям курировал ее работу. И отдельного рассказа заслуживает то, какую роль в их дружбе сыграли СМИ.

Сейчас этот издательский дом скрывается в тени таких приобретений Ковальчука, как «Первый канал» или еженедельник «Жизнь». ИД «Санкт-Петербургские ведомости» выпускает хоть и влиятельную на Северо-Западе, но всего лишь одну газету с тем же названием. Контрольный пакет ее акций делят банк «Россия» и компания Олега Руднова — создателя первой питерской коммерческой станции «Радио Балтика», а ныне совладельца «Балтийской медиагруппы». В 1996 году Руднов руководил телекомпанией «Петербург» и обеспечивал информационную поддержку избирательной кампании Анатолия Собчака. Собчак проиграл. Владимир Путин лишился поста в мэрии, зато был приглашен в Москву в Управление делами президента РФ. И тогда же стал председателем наблюдательного совета ЗАО «Санкт-Петербургские ведомости». На этой должности он оставался до июня 1997 года, когда уже полностью погрузился в московские дела.

 

Между тем «Санкт-Петербургские ведомости» набирали вес, и в 2002 году администрация города захотела стать их совладельцем. Ковальчук и Руднов не возражали. ЗАО было преобразовано в ОАО, питерская мэрия получила долю 25%. За «Россией» осталось 20%, спустя три года пакет увеличился до 35%. Но не это приобретение стало для банка главным.

Летом 2005 года РАО «ЕЭС России» готовилось продавать принадлежащие ему 70% акций РЕН ТВ. Поговаривали, что покупателем будет «Еврофинанс-Моснарбанк» — соучредитель «Газпром-Медиа» и совладелец ТРК «Петербург» с 2003 года. Но РЕН ТВ достался совершенно непрофильному инвестору — «Северстали» (половину акций у нее впоследствии выкупил «Сургутнефтегаз»). Мало кто тогда заметил, что «Северсталь», помимо прочего, владеет 9% акций банка «Россия». О том, что за покупателем стоит Юрий Ковальчук, в РАО ЕЭС узнали после закрытия сделки, рассказал Forbes источник, близкий к переговорам. Той же осенью администрация северной столицы (на выборах мэра только что победила Валентина Матвиенко) провела допэмиссию акций ТРК «Петербург» — их приобрела «Россия», «Северсталь» и компания Олега Руднова. Когда доля города в телекомпании усохла, из числа ее акционеров исчез и «Еврофинанс».

 

Почему на телевизионном рынке, и без того подконтрольном государству, начался передел собственности? «Похоже, именно «Еврофинанс» должен был играть роль накопителя медиаактивов, но, видимо, там не проявили должной хватки», — считает декан факультета медиакоммуникаций ГУ-ВШЭ Анна Качкаева. «Еврофинансом» на тот момент владели несколько разномастных госструктур, в том числе «Росконтракт» и ВТБ. Можно предположить, что Кремлю на медиарынке понадобился конкретный, лояльный и сильный собственник — не компания, а персона. И такой человек тут же нашелся. Юрий Ковальчук — умный, жесткий, харизматичный прагматик, как характеризуют его собеседники Forbes.

Дальше маховик событий раскручивался с нарастающей скоростью. С января по ноябрь 2006 года специальная федеральная комиссия провела два конкурса на право телевещания в 69 регионах России (речь шла о передаче частот и ретранслирующих станций). Оба выиграла ТРК «Петербург» — в первом она обошла нескольких конкурентов, во втором была единственным участником. В конце 2006 года компания вышла на федеральный уровень под брендом «Пятый канал».

На момент продажи РЕН ТВ банк «Россия» был средним по масштабу — 62-е место по чистым активам и 50-е по капиталу согласно оценке «Интерфакс ЦЭА». Помощь «Северстали» (70% акций РЕН ТВ стоили $100 млн) понадобилась, похоже, потому, что банк был занят поглощением страховой группы «Согаз», принадлежавшей «Газпрому». В 2005 году контроль над «Согазом» перешел к «России»; «Согаз» в свою очередь в 2006 году приобрел УК «Лидер», получившую в доверительное управление крупный пакет акций Газпромбанка. За это время объем чистых активов «России» вырос в 2,5 раза. В декабре 2006 года «Россия» выкупила у «Северстали» и «Сургутнефтегаза» 56% акций РЕН ТВ.

 

Банк Ковальчука стал мощнее, но от финансовой помощи в медиабизнесе не отказался. Более того, укрепил партнерские узы. В январе 2007 года ТРК «Петербург» проводит новую допэмиссию, по итогам которой 20% акций досталось «Сургутнефтегазу». А спустя пару месяцев нефтяная компания появилась в числе акционеров «России» с долей 6,8%. В дальнейшем Юрий Ковальчук практически все свои медийные сделки будет совершать совместно с Алексеем Мордашовым и Владимиром Богдановым.

Формирование триумвирата завершилось в феврале 2008 года. Банк «Россия», «Северсталь-групп» и «Сургутнефтегаз» создали «Национальную Медиа Группу», объединившую ТРК «Петербург» и РЕН ТВ. Кресло гендиректора НМГ занял Сергей Фурсенко — бывший глава «Лентрансгаза», давний знакомый Ковальчука и Путина. В октябре 2009 года его сменил профессиональный медиаменеджер Александр Орджоникидзе (Фурсенко прочили более весомый пост президента Российского футбольного союза).

Сразу же после учреждения НМГ при группе был создан общественный совет — исключительное явление среди частных компаний. Его создание объяснили необходимостью «обеспечить разумный баланс между коммерческими и общественными интересами холдинга». Наравне с представителями культуры — певцом Макаревичем, кинокритиком Дондуреем, писателем Поляковым — в совет вошли основные акционеры группы: Ковальчук, Мордашов, Богданов. Председателем совета была избрана гимнастка Алина Кабаева — как зампред комитета Госдумы по делам молодежи. А ее заместителем стала Любовь Совершаева — еще один представитель путинского круга. При Собчаке в мэрии Петербурга она руководила департаментом приватизации комитета управления городским имуществом, в 2000–2006 годах была заместителем полномочного представителя президента РФ в Северо-Западном округе. В «России» Ковальчук доверил ей пост главы совета директоров «Аброс» — дочерней компании, через которую совершаются все основные приобретения банка.

При Орджоникидзе также есть «свой человек» — Евгений Баланов, первый заместитель гендиректора, бывший глава фонда «Российский национальный оркестр». Неизвестно, когда и как он познакомился с Ковальчуком — возможно, еще в советские времена, когда будущий банкир работал в Физико-техническом институте АН СССР, а Баланов — в выпускавшемся Академией наук журнале «Энергия». В НМГ, как рассказал Forbes топ-менеджер независимого медиахолдинга, ни одно крупное финансовое решение не принимается без участия Евгения Баланова. Однажды на переговорах он дал понять представителю собственников одной из медиакомпаний: если «Россия» сильно захочет что-то приобрести, то сделает это независимо от мнения владельца.

Через Газпромбанк Юрий Ковальчук получил доступ к холдингу «Газпром-Медиа» (НТВ, ТНТ, ИД «7 дней»), который к тому времени расстался с «Еврофинансом». Но здесь его интересы, как говорит вице-президент Гильдии издателей Василий Гатов, столкнулись с интересами «Газпрома». «Ковальчук фактически не имеет влияния на НТВ», — подтвердили Forbes два источника, знакомых с ситуацией на телеканале.

 

Зато банк «Россия» договорился с «Газпром-Медиа» о выкупе 50,2% акций газеты «Известия». Сделка состоялась в мае 2008 года, «Известия» включили в структуру «Национальной Медиа Группы». Тем же летом структуры Ковальчука приобрели у фонда UFG Private Equity 49% акций «Ньюс Медиа-Рус» (газеты «Жизнь» и «Твой день»). Владелец фонда Борис Федоров (ныне покойный), по словам его бывшего помощника Бориса Сергеева, лично вел переговоры о продаже пакета. По информации Forbes, Ковальчук также приценивался к «Спорт-Экспрессу». А партнер Ковальчука Олег Руднов взял под контроль ИД «Комсомольская правда».

В июле 2007 года Руднов возглавил совет директоров «Комсомольской правды», собственником которой считалась группа ЕСН Григория Березкина. Полгода спустя совет был переизбран, и Руднов вместе со своими людьми получил четыре места, а представители ЕСН — только два. Руднов до сих пор руководит советом директоров «Комсомольской правды», но имя ее настоящего владельца неизвестно — он скрывается за кипрским офшором.

«Для НМГ покупка медиа — политическая задача, — уверен президент издательского дома Hachette Filipacchi Shkulev Виктор Шкулев. — Задача — подобрать все, что возможно, чтобы быть уверенным, что эти ресурсы в критическую минуту поведут себя так, как нужно заказчику». Но если изначально у Юрия Ковальчука были политические мотивы, то в какой-то момент они трансформировались в деловые. Признаком стало приобретение рекламной группы «Видео Интернешнл».

Летом 2010 года в офисе «Видео Интернешнл» появилась группа незнакомцев. Сотрудникам их не представили, но чужаки на несколько часов заняли одну из переговорных, где засели с бумагами. Лишь позднее в компании поняли, что это были юристы нового собственника. Сам Ковальчук в стенах «Видео Интернешнл» не появился ни разу. На переговоры с ним генеральный директор и бывший акционер компании Сергей Васильев летал в Петербург. Коллективу о смене акционеров он объявил лаконично: у нас новые хозяева, но работаем как работали.

 

Сделке предшествовала скандальная история. В ноябре 2009 года ООО «Газпром-Медиа» — рекламное подразделение «Газпром-Медиа Холдинга» — пожаловалось на «Видео Интернешнл» в ФАС. Компанию заподозрили в ценовом сговоре с телеканалами-клиентами. Буквально в те же дни один из основателей «Видео Интернешнл» Михаил Лесин был уволен с должности советника президента РФ за «нарушение правил госслужбы». В декабре Госдума в трех чтениях за один день приняла проект поправок к Закону о рекламе, запрещающий федеральным телеканалам заключать договоры с агентствами, чья доля на рынке выше 35% (у «Видео Интернешнл» доходило до 70%). Поправки быстро утвердил Дмитрий Медведев, дав телевизионщикам и рекламистам год на перегруппировку сил — закон вступил в силу с января 2011 года.

У «Видео Интернешнл» был контракт с «Национальной Медиа Группой», и ее акционеры не остались в стороне от событий. Михаила Лесина в мае 2010 года пригласили на пост главы совета директоров компании «Национальные телекоммуникации», купленной НМГ еще в 2008 году. Переговоры о продаже «Видео Интернешнл», правда, начались по инициативе ее владельцев. По словам собеседника Forbes, знакомого с нюансами сделки, акционеры группы понимали, что после всего случившегося нужно хорошее прикрытие. Лучше всего продать бизнес, пока не поздно. Предположительно, покупатели оценили группу в $300 млн — величину ее годовой выручки.

Васильев предложил Ковальчуку несколько вариантов развития компании. Банкир решил, что «Видео Интернешнл» должна остаться независимым продавцом рекламы. Одним из условий сделки стало сохранение управленческой команды во главе с Васильевым, с которым был подписан контракт на пять лет. Группа продолжила продавать рекламу на «Первом канале», «Пятом», РЕН-ТВ, а также СТС и «Домашнем».

Две самые дорогие свои медиасделки владелец «России» готовил наиболее скрытно. В сентябре 2010 года стало известно, что у двух акционеров «Первого канала» — структур Millhouse Capital Романа Абрамовича — сменилась прописка: они переехали из Москвы в Петербург. Тогда же Forbes выяснил, что еще в начале года Millhouse договорился с НМГ о продаже доли в «Первом канале». В декабре 2010 года экс-заместитель директора информационных программ «Первого канала» Алексей Бродский перешел на «Пятый канал» генеральным директором. Но о сделке было объявлено только в минувшем феврале. 25% акций телекомпании с годовой выручкой около $700 млн обошлись НМГ в $150 млн. Начальник управления по информационной политике Millhouse Capital Джон Манн отказался обсуждать с Forbes подробности продажи, заметив лишь, что с новым акционером «у нас хорошие отношения» и Millhouse будет держать оставшиеся у нее 24% акций «Первого». Руководство «Первого» общаться с Forbes отказалось.

 

Параллельно люди Ковальчука продавали «Национальные телекоммуникации» «Ростелекому» и вели переговоры с «СТС Медиа». За контрольный пакет НТК, крупнейшего в России оператора кабельного телевидения, «Национальная Медиа Группа» выручила около $690 млн — немногим больше, чем выложила при покупке. Но, похоже, для Ковальчука важнее были «живые деньги» на последующую покупку «СТС Медиа». Никогда банкир не платил за СМИ так дорого — $1 млрд за 25% акций холдинга с годовой выручкой чуть более $600 млн. Петр Авен убеждает, что стратегически это выгодная покупка: «СТС Медиа» — прозрачная компания, ее акции котируются на NASDAQ, и к ней вполне можно «цеплять» другие активы.

«Структура медиабизнеса Ковальчука сейчас в стадии становления, пока она не отстроена глобально. Думаю, года два на это уйдет», — оценивает Арам Габрелянов, основатель «Ньюс Медиа-Рус», а с февраля этого года заместитель гендиректора НМГ. Пока идет не столько организационная, сколько управленческая интеграция. Так, Габрелянову предложили поруководить «Известиями». План такой: 50%-ное сокращение издержек, в том числе за счет перевода административных функций в «Ньюс Медиа-Рус», и выход на окупаемость к осени 2012 года. На это время затраты на издание газеты ложатся на «Ньюс Медиа-Рус».

Любопытно, что, по словам Габрелянова, обсуждение с Ковальчуком будущего «Известий» длилось всего 10 минут. Это стиль главы «России»: не погружаться в оперативное управление своими медиа — на то есть менеджеры, которым должны быть понятны намерения владельца. «Прошло заседание совета директоров, и вперед с песней. Никаких больше звонков и встреч», — вспоминает Владимир Ханумян, бывший руководитель телевизионного дивизиона НМГ.

У любого проекта должна быть цель. «Наша концепция — создание конкурентоспособного бизнеса», — лаконично говорит Александр Орджоникидзе. Для чего? Зарабатывать, как известно, можно не только на текущей выручке, но и на капитализации. Западные корпорации давно интересуются российским медиарынком, но им запрещено владеть более чем 50% акций любого федерального телеканала. Проблемы нет, если появляется возможность купить долю в телевизионном холдинге — это даже выгоднее, чем участие в одной телекомпании. До недавнего времени такого холдинга не было. Теперь есть. В июне крупнейшая европейская телевизионная группа RTL согласилась обменять свои 30% акций РЕН ТВ на 7,5% акций «Национальной Медиа Группы». Это, разумеется, не продажа. Но мостик к дальнейшим выгодным продажам.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+