С демографическими и технологическими вызовами XXI века не справиться простым заимствованием зарубежного опыта
В России недостаток уверенности часто сочетается с ее избытком. В одном и том же выступлении на тему экономической политики можно услышать и заявление, что учить нас не надо, и ссылку на то, что все, что делается, соответствует лучшим мировым образцам. К сожалению, в отдельных экономических сферах Россия находится на рубеже, когда оба подхода становятся неадекватны. Это прежде всего касается тех сфер, где существенную роль играет демография в сочетании с технологическим прогрессом: пенсионная система, медицина и образование. В чисто технологических вопросах Россия еще многого может добиться путем заимствований. Но в перечисленных сферах все страны-образцы страдают оттого, что соответствующие институты были изобретены в них в условиях другой демографии и других технологий. Даже в самых передовых странах растет несоответствие существующих институтов демографическим и технологическим вызовам XXI века. А это значит, что в этих сферах Россия должна идти не просто по пути адаптации зарубежных образцов, но и по пути институциональных инноваций.
Возьмем сферу образования. Здесь четко просматриваются оба основных вызова XXI века — демографический и технологический. Надо обеспечить высокий уровень образования уменьшающегося населения, разбросанного по огромной территории. В отдельных странах Восточной Европы эта проблема даже более остра: в Румынии на одного учителя приходится пять учеников, при этом качество образования низкое. Проблема — в неоптимальном распределении населения и его низкой концентрации, из-за чего не используются агломерационные эффекты. Решать ее нужно в увязке с пространственной политикой.
Вторая проблема — несоответствие между скоростью, с которой в современном мире идет процесс накопления знаний, и жесткостью систем, ответственных за процесс обучения. В популярном интернет-ролике «Знаете ли вы?» утверждается, что большая часть знаний, существующих на момент поступления студента на первый курс, устаревает к окончанию четвертого. Постоянно появляются новые сферы, о которых выпускникам школ необходимо базовое представление, к примеру финансовая грамотность. Усиливаются требования к школе как к институту, не только дающему знания, но и вырабатывающему способность ориентироваться в большом потоке информации, жить в условиях постоянной необходимости пополнения знаний. Технические средства могут помочь школе, но без передачи знаний от учителей к ученикам не обойтись. В меняющемся мире нельзя действовать только по стандарту, учитель должен иметь свободу в подборе материала, но для этого он должен быть высоким профессионалом.
Возможно, оптимальным выходом будет расширение возможностей выбора учеником специализации обучения. Но озвученный недавно образовательный стандарт всего с четырьмя обязательными предметами явно предоставляет слишком много свободы, что может привести к усилению конкуренции на понижение качества. Скорее всего, лучше исходить из идеи сосуществования нескольких «платформ»: с уклоном в социальные или, наоборот, естественные науки, как это было в царской России с ее гимназиями и реальными училищами.
В целом в сфере реформы образования в России сейчас, на мой взгляд, больше вопросов, чем ответов. Но есть положительные моменты. На прошедшем в марте Гайдаровском форуме президент холдинга IBS Анатолий Карачинский заявил, что в последнее время мировые рынки предъявляют все больший спрос на услуги российского IT, опирающегося на российскую инженерную школу. Так что у России есть все-таки возможность для маневра в соответствии с известным правилом: для достижения успеха надо развивать сильные стороны, а не концентрироваться на компенсации слабых.