От советских пережитков скоро придется избавляться. Процесс этот будет болезненным
Все более и более очевидно, что в 2010-е годы окончательно уйдут в прошлое многие пережитки советской эпохи, все еще заметные в экономике и в обществе. Тридцать лет (от 1990-го до 2020-го) — большой срок: за это время произойдет смена поколений, что само по себе — важное обстоятельство. Кроме того, многие объективные процессы не дадут возможности продлить существование прежней модели развития.
Я уже писала об одном из таких процессов — резко ухудшающейся демографии. Можно надеяться на приток мигрантов, который поддержит экономический рост и пенсионную систему. Но, скорее всего, произойдет другое: сокращение рабочей силы окажет значительное давление на нереструктуризированную за последние 20 лет промышленность, и значительная ее часть будет вынуждена либо закрыться, либо существенно модернизироваться.
Серьезные перемены могут ожидать и социальную сферу. Высока вероятность смены так называемого социального контракта. Причина? Та же демография, но не только она. Современный социальный контракт предполагает, что государство гарантирует людям маленькую, но надежную пенсию, мало зависящую от их предыдущей трудовой деятельности. Первый вице-премьер Игорь Шувалов недавно отметил, что прошлогодняя валоризация пенсий была последним шагом правительства, завершающим, таким образом, выполнение своих обязательств перед советскими пенсионерами. Это услышали эксперты, но не население.
В 2010-х годах сложившаяся схема начнет ломаться под воздействием экономических реалий. Ведь упомянутый социальный контракт возник еще в те времена, когда население практически поголовно работало и, следовательно, отчисляло деньги в пенсионную систему (напомню, что за тунеядство в СССР сажали). В 1990-е годы ситуация поменялась, и сейчас количество самозанятых (малый бизнес, адвокаты и т. д.) уже выше 30% занятости, а доля неформального сектора со временем только растет. То есть растет группа людей, которой, по сути, государство либо вообще ничем не обязано, либо обязано в существенно меньших объемах, чем раньше. И это уже не только вопрос взаимоотношений человека и государства, это вопрос социальной справедливости и равенства доступа к государственным услугам и пенсионной системе со стороны людей, внесших разный вклад в их создание. Именно эти противоречия способны расшатать все еще действующий социальный контракт и сделать возможным сравнительно глубокое реформирование пенсионной системы.
Список изменений можно продолжить. Наверняка под натиском геронтологических проблем начнутся подвижки в науке и т. д. Если не удастся остановить рост расходов, то хронические бюджетные проблемы могут ускорить даже проведение политических преобразований.
Гораздо сложнее, к сожалению, предсказать, что будет происходить с точки зрения «созидания», а не «разрушения». Непонятно, к чему приведет изменение структуры экономики, спровоцированное демографией. К повышению экономической эффективности, или к ее снижению, или стагнации? Не очевидно, что на смену старому социальному контракту придет новый, с большим уровнем заботы индивидуума о своем будущем (в противовес патернализму) или в России просто будет действовать минимальная социальная пенсия. Непонятно, приведут ли изменения в научной сфере к качественным улучшениям или выльются в полный развал науки. Для достижения позитивных результатов нужны реформы, направленные на создание новых компаний, новых поведенческих норм и взаимоотношений между государством и населением, кардинальное улучшение качества образования и многое другое. Созидание противоречит попыткам сохранить старое. И именно боязнь разрушить старое становится сейчас все большей угрозой и для экономического роста, и в конечном итоге для социальной стабильности.