К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Мораль для бизнеса


История предпринимателя Ивана Назарова (стр. 124) не похожа на другие статьи из журнала Forbes. В каком-то смысле это была история успеха: Назаров построил разветвленный бизнес и отнюдь не бедствовал, его партнерами и знакомыми числились известные галеристы, рестораторы и поп-звезды. Только одна загвоздка — Назаров зарабатывал деньги на подпольных залах игровых автоматов, а также на том, что помогал друзьям из прокуратуры «разбираться» с коммерсантами. Материалы уголовного дела Назарова, арестованного в начале февраля, в подробностях описывают, как был организован процесс. Одна из самых выдающихся деталей: разговоры с прокурорскими работниками велись в сауне, без одежды — чтобы негде было спрятать диктофон.

Таковы будни российской экономики, которые, увы, не укладываются в стандартные журнальные сюжеты о талантливых предпринимателях, восходящих к успеху благодаря новаторским идеям и точным менеджерским решениям. Конечно, не всем бизнесменам приходится иметь дело с прокурорами-вымогателями. Тем более в сауне. Но риск быть втянутым в конфликт с силовиками или другими представителями власти велик. И это, кстати, одна из причин, почему число молодых людей, желающих пойти в бизнес, уменьшилось за последнее десятилетие в два с половиной раза (см. стр. 40). Причем мы еще не знаем, какое количество из них убеждены, что бизнес — это и есть работа по отъему собственности в связке с силовиками.

Представление общества о бизнесе и мораль предпринимателей — сообщающиеся сосуды. Карл Маркс приводит в своем «Капитале» цитату некоего теоретика стачечного движения образца 1860 года: «При 100 процентах прибыли [капитал] попирает все человеческие законы, при 300 процентах нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы». Цитату очень любят публицисты, забывая о том, что это правило для современного европейского капитализма выглядит жутким анахронизмом. Под давлением общества и правительств капитал эволюционировал и стал гуманнее самих гуманистов XIX века. А поскольку экономика теперь глобальная, то и правила ведения бизнеса экспортируются вместе с капиталом. Российские деньги, например, стало сложнее пристроить в швейцарском банке, если имя владельца негативно упоминалось в прессе, особенно в связи с коррупцией. Об этом говорят в последнее время многие банкиры.

 

В конечном счете и российский капитал эволюционирует. Каждый случай, подобный истории владельца нелегальных игорных залов, заставляет бизнес быть более разборчивым в выборе партнеров. Развитие в России западных компаний с их этическими стандартами оказывает очень сильное влияние на нашу среду. Остаются, впрочем, прокуроры и другие силовики, чья экономическая деятельность аморальна по сути. Но я убежден, что при численном перевесе бизнес-агентов, придерживающихся цивилизованных принципов, криминальная деятельность чиновников постепенно станет маргинальной. Неплохо, конечно, чтобы и у власти появилась воля к чистке собственных рядов. Иначе сама власть имеет шанс стать маргинальной.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+