Фирма Ирины Столяревской — крупнейший в России производитель электрошокеров. Но так ли прочны ее лидерские позиции?
Громила Бобби Ковард, находящийся в розыске за ограбление банка, курил крэк в номере мотеля. Услышав предложение сдаться — мотель оцепили полицейские, — Ковард решил уйти через окно. Но как только высунулся, в ногу ему вонзились дротики, выпущенные полицейским из дистанционного электрошокера. Ковард заорал: «Я сдамся! Только не бейте током!» Докурив крэк, Бобби сдался без борьбы. Так газета городка Сиракузы (США) объясняет читателям, почему вся местная полиция вооружилась электрошокерами.
По данным крупнейшего в мире производителя электрошокеров, компании Taser International, их применение снижает риск ранения полицейских, подозреваемых или случайных прохожих на 40–60%. Считается, что электрошокер гуманнее дубинки (не говоря уж о пистолете) — он лишь временно нарушает работу нервной системы человека при помощи высоковольтного электрического разряда.
Возможно, скоро электрошокеры станут привычным аксессуаром и для российских полицейских. По крайней мере на это надеется компания «Мартъ», крупнейший их производитель в России. «Весь мир движется в сторону гуманизации, применения нелетального оружия», — говорит гендиректор компании Ирина Столяревская. Две трети из 100 млн рублей прошлогодней выручки «Марта» обеспечили поставки в силовые структуры.
Компания «Мартъ» появилась одновременно с Taser International в 1993 году. Столяревская и четверо ее коллег из Радиотехнического института РАН (того самого, в котором работал Дмитрий Зимин, основатель «Вымпелкома») в поисках идей для бизнеса изучали средства самообороны. Развинтив импортный электрошокер, поняли, что смогут сделать что-то похожее. Электронщики разработали оригинальную электросхему, получили патенты, начали сборку. Но бизнес чуть не рухнул: после боев за Белый дом правительство спешно закрыло все оружейные магазины, через которые продавалась и продукция «Марта». А с 1 января 1994 года оборот электрошокеров был запрещен первым российским законом «Об оружии».
Ситуация — хуже не придумаешь. И Столяревская занялась тем, что теперь называют лоббированием. Знакомая дала ей журналистский пропуск в Госдуму, предпринимательница пошла обивать пороги членов Комитета по безопасности, показывая результаты тестов и заключения медиков. В итоге в 1997 году электрошокеры легализовали. Более того, возглавлявший тогда комитет Госдумы по безопасности Виктор Илюхин сделал коммерсантам шикарный подарок — эксплуатация импортных шокеров в России была запрещена. Столяревская уверяет, что инициатива Илюхина для нее была неожиданностью. Запрет действует до сих пор.
В Думе Столяревская завела полезные знакомства с генералами из МВД. Производители шокеров взялись разработать для милиции особый прибор, в три раза мощнее гражданского (для гражданских приборов допустимая мощность 3 Вт, для милицейских — до 10 Вт). С 2001 года начались госзакупки — для ОМОНа и спецназа. Сейчас компания работает также с ГУИН, службой приставов, ФСБ, транспортной милицией.
Сама Столяревская теперь — официальный эксперт по электрошоковому оружию Комитета по безопасности Госдумы. Лоббизмом, по ее словам, не занимается: «Нас законодательство полностью устраивает». В 2009 году вышло постановление правительства, разрешающее использование электрошокеров сотрудниками ППС и ДПС, — «Мартъ» уже разработал для них электрошок в виде жезла со встроенным фонарем, но достанется ли компании заказ, еще неизвестно.
Если в 2009 году на силовые структуры приходилась половина выручки компании, то в 2010-м доля госзаказов уже вдвое превышала гражданские продажи.
Другое дело, что, хотя закупки электрошокеров для милиции идут полным ходом, рядовые сотрудники пока с этой техникой мало знакомы и практика ее применения в реальных «уличных» ситуациях не сложилась. Судя по опросу на милицейском форуме Police-russia.ru, 61% его посетителей пока в глаза не видели электрошокеров, а некоторые из тех, кто видел, не смогли использовать. «Нам выдали электрошокеры, а они не работают», — сетует один из посетителей форума. Как оказалось, приборы пролежали несколько лет где-то на складах МВД, отчего аккумуляторы пришли в негодность.
Между тем в кризис оживился негосударственный сектор: начали расти продажи электрошокеров частным лицам. (В отличие от травматического пистолета никаких справок на шокеры не требуется, достаточно показать продавцу паспорт; цена 5000–10 000 рублей.) «Мартъ», однако, не слишком заботился о привлекательности продукции для частных клиентов. Как рассказывает Александр Фастовец, начальник отдела самообороны оружейного магазина «Кольчуга» в Москве, гражданскому населению больше по душе электрошокеры конкурентов «Марта», компании «Оберон-Альфа»: «Они поаккуратнее».
Столяревская и сама признает, что с гражданской продукцией есть проблемы. «Основные потребители — женщины, им электрошокеры обычно дарят. Так что нам надо сделать шокеры более красивыми. Это одно из перспективных направлений развития», — говорит она. (Компания начала продавать шокер «Мальвина» в подарочной упаковке.)
Еще одна идея Столяревской — экспорт. Но, похоже, за рубежом «Марту» придется столкнуться не только с фирмой Taser, успевшей за те же 17 лет стать крупнейшим в мире производителем, но и со своим бывшим сотрудником, инженером из Тольятти Олегом Немтышкиным. Он разработал технологию, вроде бы позволяющую создать шокер, который стреляет на 10 м и далее — это в два раза дальше, чем у имеющихся на рынке моделей (разряд доставляется до цели по проводам, «выстреливающим» из шокера с электродами-дротиками). Разработку Немтышкин ведет совместно с американской компанией Nova Technology. Почему не с «Мартом»? «Им ничего не нужно, в новых разработках они не заинтересованы — есть госзаказ и довольны», — объясняет изобретатель. Столяревская говорит, что сочла идею бесперспективной.
За последние 10 лет «Мартъ» создал лишь две принципиально новые разработки: свой стреляющий (неконтактный) электрошокер и изделие со светошумовым эффектом. Возможно, создание новинок стимулирует конкуренция — НИИ стали планирует начать в России «отверточную сборку» новой модели Taser, шокера C2. В США он продается всего по $350.