До начала 1993 года Майкл Милкен мало что понимал в онкологии. Мультимиллионер, король мусорных облигаций и, как его еще называли, «самый влиятельный человек в финансовом мире со времен Моргана» только что вышел из тюрьмы, где провел почти два года по обвинению в рэкете и махинациях с ценными бумагами. Через несколько дней после освобождения у него обнаружили рак простаты. Болезнь успела распространиться на лимфатические узлы, так что врачи отводили Милкену от силы два года жизни.
Ужасная новость. Но не для Милкена. Он оплатил лучших докторов, чтобы излечить себя, а также основал The Prostate Cancer Foundation (PCF) — благотворительную организацию, выделяющую гранты на изучение природы и способов лечения рака простаты, болезни, которая с возрастом развивается примерно у каждого шестого мужчины. За десять лет благодаря стараниям PCF смертность от рака простаты сократилась в Америке на четверть.
Если бы Милкен был не финансистом, а, скажем, богатым врачом-онкологом, возможно, медицина не сделала бы такого рывка в этой области. Как специалист, он знал бы, насколько тяжело лечить рак, как плохо обстоят дела с финансированием исследований, как трудно внедрять новые методы и насколько медленно и неэффективно происходит обмен информацией в медицинских кругах. От этого знания у любого человека опустились бы руки. Но Милкен ничего такого не знал, он был дилетантом, который всего лишь сильно хотел добиться своей цели.
Дилетанты часто достигают успеха. Пожалуй, самый известный бизнесмен-дилетант — Ричард Брэнсон. Создавая авиакомпанию Virgin, он ничего не понимал в воздушном транспорте — его всего лишь не устраивало качество услуг British Airways, и он верил, что сервис можно сделать лучше.
Два интересных примера есть и в этом номере Forbes. В 2002 году немецкий юрист Бертольд Флик возглавил латвийскую авиакомпанию AirBaltic — депрессивное предприятие, мало чем выделяющееся на фоне нескольких десятков авиаперевозчиков Восточной Европы (см. статью на стр. 170). Почему акционеры выбрали именно его, юриста, а не профессионального транспортника? «Он смог отказаться от стереотипов», — говорит один из людей, принимавших решение. Лишенный стереотипов Флик превратил AirBaltic в преуспевающую компанию — за восемь лет ее продажи увеличились в 10 раз; объем перевозок рос даже в кризис.
Братья Николай и Сергей Белоусовы, основатели популярного интернет-магазина «Аймобилко», говорят, что никогда не взялись бы за проект, если бы понимали всю сложность торговли книгами и музыкой в cети (см. статью на стр. 216). Как полагает один из них, им помогли «чистый воинствующий дилетантизм и вера в свои силы». Главное — иметь талант сохранять эту веру.
Фонд Милкена продолжает свою успешную деятельность до сих пор — к 2009 году объем привлеченных средств достиг $380 млн, 1500 проектов получили от него гранты. В прошлом феврале я видел легендарного финансиста на конференции в Москве. Под аплодисменты аудитории — банкиров, инвесторов и руководителей крупных компаний — он рассказывал о том, какие вызовы стоят перед глобальной экономикой. Милкен был сосредоточен и уверен в себе. Каким, видимо, и должен быть настоящий предприниматель, берущийся исправить положение там, где он так мало понимает.