Поразительно, как изменения — большие и маленькие — способны двигать вперед бизнес и генерировать дополнительную прибыль.
Читателям Forbes вовсе не обязательно знать о существовании крупнейшего в России сайта интернет-знакомств «Мамба», но прочитать его историю полезно. В основе проекта лежало важное нововведение — пользователи сети получили нечто большее, чем обычный поиск партнера или супруга: им разрешили рекламировать себя. Заплатив небольшую сумму, человек мог поднять свои фотографию и анкету в верхнюю часть первой страницы сайта. По сути, создатели «Мамбы» перенесли сюда прием, который прекрасно работал в другом их бизнесе — сети контекстной рекламы «Бегун». Контекстная реклама — это коммерческие ссылки, которые вы видите сбоку от результатов поиска в «Яндексе» и Google или же в аналогичных блоках на других сайтах; чем больше платит клиент, тем выше стоит его ссылка. Нововведение «Мамбы» оказалось успешным: сайт был в итоге продан инвестору, а основатели бизнеса запустили новый, теперь уже международный проект Badoo, построенный на том же принципе. Его аудитория — 80 млн человек.
Маркетолог из компании British American Tobacco Йохан Вандермюлен тоже заимствует приемы из других сфер бизнеса. В середине 2000-х он обратил внимание на две тенденции: миниатюризацию в электронике и возвращение моды на черный цвет. Так он придумал Kent Nanotek — более тонкие сигареты в узкой черной пачке. Рынок воспринял новинку на ура: о ее успешности можно судить хотя бы по количеству подражателей — только в России насчитывается теперь 17 сигаретных брендов, использующих тот же формат.
Первооткрывателем можно считать и еще одного героя этого номера Forbes — Хью Хефнера, создателя Playboy. Он ухватился за тенденцию к раскрепощению нравов в американском обществе и создал журнал, публиковавший наравне с фотографиями обнаженных девушек репортажи лучших американских авторов. Спустя несколько лет рынок наводнили многочисленные издания-имитаторы, но лишь Playboy остался символом эпохи, хотя и погрузился со временем в глубокий кризис.
Так часто случается с инновациями — они позволяют талантливым бизнесменам вырваться вперед, создав новый продукт или бренд, но в свободной экономике не являются гарантией вечного благополучия. Меняются технологии и вкусы потребителей, конкуренты творчески копируют использованные приемы. Порой компании, уверовав в свои лидерские позиции, просто не замечают происходящих вокруг изменений. Крупнейшая в мире сеть видеопроката Blockbuster на пике имела выручку более $5 млрд, но слишком поздно среагировала на новые формы распространения контента и была сломлена конкурентами. В сентябре 2010-го она подала на банкротство.
Чтобы оставаться в лидерах, нужно придумывать что-то новое постоянно. Мы в Forbes тоже следуем этому правилу. С этого номера журнал обновил макет. Появились новые рубрики и новые авторы. Но суть журнала сохранилась: мы даем читателям идеи. Для бизнеса и для жизни.