Гибкость, осторожность и отсутствие сомнений — вот чему инвесторам стоит поучиться у женщин-управляющих
Гипотезу о том, что женщины более консервативны в инвестициях, чем мужчины, пытались подтвердить многие. Однако доказать это утверждение так никому и не удалось. На отношение к риску влияют не только гендерные различия, но и образование, темперамент конкретных людей, культурные особенности стран и множество других вещей, учесть которые практически невозможно.
И все же ученые пытаются это сделать. В одной из работ на эту тему, опубликованной в 2009 году Немецким институтом экономических исследований, есть очень осторожная фраза: «Женщины имеют меньше шансов вложиться в рискованные активы, чем мужчины, при прочих равных условиях». Ценное качество, особенно в эпоху финансовых катаклизмов.
Российские управляющие компании этим качеством пользуются не часто — в крупных УК не больше десяти женщин-управляющих. Forbes поговорил с тремя из них, чтобы понять, как именно они управляют деньгами клиентов.
Ольга Изюмова из «КапиталЪ Управление активами» и Елена Колчина из «Ренессанс Управление инвестициями» отвечают за фонды облигаций, а Регина Гирфанова из «Третьего Рима» управляет акциями. Результаты? За последние 12 месяцев доход их фондов или счетов ДУ составил 11,4%, 21,6% и 41,2% соответственно. Индекс облигаций ММВБ вырос за это время на 16%, индекс акций — на 23%.
Ольга Изюмова
«А какая индикация? Офер — по 106,25? Как она упала!» — даже во время интервью портфельный управляющий «КапиталЪ Управление активами» Ольга Изюмова пытается продать пакет облигаций, давая короткие и четкие распоряжения подчиненным по телефону. Изюмова курирует все управление долговых инструментов в компании.
В 2005-м Ольга окончила Московский авиационный институт, факультет прикладной математики, а в 2008-м — магистратуру Финансовой академии. Говорит, что учиться — ее хобби, сейчас она проходит аттестацию CFA и АССА. Еще в институте ее преподаватели пытались применять математические модели для анализа фондового рынка. Это сказалось на выборе профессии.
На пятом курсе Изюмова работала аналитиком по акциям в «Расчетно-фондовом центре» — дочерней компании Магнитогорского металлургического комбината. РФЦ занимался инвестициями средств ММК на фондовом рынке. Затем Изюмова перешла в компанию «Пилгрим Эссет Менеджмент», созданную гендиректором РФЦ Романом Гольниковым. Там она занималась в том числе и облигациями. С июня 2010 года Изюмова работает в «КапиталЪ Управление активами».
Обаятельная девушка с математическим складом ума, Изюмова производит впечатление отличницы, у которой все должно быть идеально. Насколько сложно женщине работать в мире финансов и как достичь успеха? Изюмова говорит, что все дело в психологии. «Инвестором движут жадность и страх — это известно. Но женщины, мне кажется, могут бесконечно долго сохранять баланс, не впадая ни в одну, ни в другую крайность», — объясняет Изюмова.
Она говорит, что знает многих мужчин, которые после кризиса никак не могли перестроить сознание, заставить себя рисковать. Нужно уметь меняться. Основная задача инвестора, по словам Изюмовой, быть гибким в принятии решений: «Нельзя все время придерживаться одного алгоритма действий, нужна гибкость. И это качество в женщинах присутствует в большей степени, чем в мужчинах».
В компании «КапиталЪ Управление активами» Ольга внедряет новую стратегию управления облигациями. Несмотря на то что индекс корпоративных облигаций ММВБ вырос за последний год на 16% — до 193 пунктов, Изюмова не считает, что рынок перегрет. «Пока в развитых экономиках сохраняется риск дефляции, а экономический рост слаб, — говорит она, — монетарная политика будет мягкой, а ставки низкими».
Поэтому в ближайшие три-шесть месяцев стоит держаться ценных бумаг с длинными сроками погашения. Изюмова говорит, что сегодня предпочитает облигации со сроком до погашения 2–3 года. Осенью она активно скупала бумаги «Алроса», СУЭК, «Копейки» и облигации Московской области.
Менять стратегию, по словам Изюмовой, стоит, только когда изменится макроэкономическая ситуация в мире. «Для меня глобальный фактор — безработица в США. Как только она начнет устойчиво сокращаться, это будет означать повышение ставок в обозримом будущем, придется менять стратегию». Причем это придется делать заранее — на счетах ДУ и в фондах «КапиталЪ Управление активами» облигаций достаточно много, так просто портфель не перетрясешь.
Всего под управлением Изюмовой около 2 млрд рублей. Кроме ПИФов, это еще счета ДУ физических лиц и институциональных инвесторов. Она надеется в ближайшее время значительно увеличить эту сумму за счет привлечения новых клиентов. Ответственность растет? Ничего страшного, говорит Изюмова: «Женщины, как мне кажется, если берут ответственность, то более внимательно подходят к своей работе».
Регина Гирфанова
Регина Гирфанова, управляющая портфелем акций инвесткомпании «Третий Рим», тщательно подбирает слова при разговоре. Однако инвестиционные решения она принимает моментально. «О покупке или продаже я долго не думаю, иначе все скатывается в «верю — не верю», — говорит она.
Торговать акциями Гирфанова начала в 1998 году. Тогда она, выпускница казанского Института экономики, управления и права, работала в Альметьевске в страховой компании «Чулпан», входящей в группу нефтяной компании «Татнефть». Руководство страховщика держало страховые резервы в ГКО, а когда рынок рухнул, Гирфанова пыталась исправить ситуацию, предложив покупать акции материнской компании. Так она стала торговать акциями «Татнефти».
Результаты ее вдохновили. Например, перед ноябрьскими праздниками 1999 года акции «Татнефти» стоили 16 центов, а после — уже 23 цента. «Я просто не поверила тогда своим глазам, — вспоминает она. — После такой доходности я уже не могла заниматься облигациями». В 2005 году Гирфанова перебралась в Москву, устроившись работать в другую структуру «Татнефти» — инвесткомпанию «Солид».
В «Солиде» ей доверили около 1 млрд рублей. Гирфанова потратила деньги в основном на недооцененные акции компаний второго эшелона. «Там есть где покопаться и найти интересную историю», — поясняет Регина. Затем была работа в ИК «Универ», а в мае 2008 года Гирфанова уже проходила собеседования в «Ренессанс Капитал», где получила в управление деньги НПФ и страховщиков на общую сумму $100 млн.
Летом 2009 года, когда председатель правления УК «Ренессанс Управление инвестициями» Андрей Мовчан создавал свой «Третий Рим», Гирфанова ушла с ним. Сейчас под ее управлением находится несколько десятков миллионов долларов, точный размер привлеченных средств клиентов она не раскрывает.
В отличие от других девушек-управляющих Гирфанова считает, что терпимость к риску или частота сделок не зависит от гендерных различий. По крайней мере, не в ее случае. «Поведение инвестора зависит только от того, что у него в голове», — утверждает она. Гирфанова говорит, что, если решение покупать принято, необходимо его исполнять. «Если не время для покупки, я ставлю компанию в лист ожидания, а если решение было неверным — продаю», — рассказывает она. Отсутствию сомнений позавидовал бы любой мужчина.
Гирфанова реализует две стратегии на фондовом рынке. Первая — классическая стратегия на рынке акций с целью обыграть индекс РТС. С начала работы в «Третьем Риме» доходность счетов ДУ под ее управлением составила 41,2%. Регина считает наиболее перспективными акции металлургических, финансовых (по 18% в портфеле), нефтегазовых (17%) и транспортных (13%) компаний. Например, она уверена, что сегодня стоит покупать акции «Аэрофлота», который демонстрирует высокий рост пассажиропотока (+40% в 2010 году).
Вторая стратегия, реализуемая Гирфановой, — Market Neutral, стратегия классического хедж-фонда. В каждой из отраслей она выбирает две бумаги — одну (недооцененную) покупает, по другой (переоцененной) открывает короткую позицию. В результате пара бумаг приносит доход вне зависимости от поведения рынка. Например, в ее портфеле против длинной позиции по «Роснефти» — короткая по «Лукойлу». С начала года стратегия принесла 8,7% прибыли.
Свои личные сбережения Гирфанова также вкладывает в акции. «Покупаю преимущественно второй-третий эшелон, по принципу купил — забыл, нашел — обрадовался. Это позволяет не отвлекаться от повседневной работы», — поясняет она.
Елена Колчина
Чтобы самая заветная мечта исполнилась, следует рассказать о ней как можно большему числу людей. Таков рецепт исполнения желаний от главы департамента инструментов с фиксированной доходностью компании «Ренессанс Управление инвестициями» Елены Колчиной.
Окончив в 1996 году Московский энергетический институт, Колчина работала в бэк-офисе ING Банка, а по вечерам училась в школе бизнеса МИРБИС. «Я всем рассказывала, что хочу быть аналитиком, а не работать в бэк-офисе», — вспоминает Колчина. На одной корпоративной вечеринке о ее мечтах услышал ведущий экономист ING и рассказал ей о вакансии младшего аналитика по облигациям. Это был июнь 1998 года, расцвет рынка ГКО и ОФЗ.
Еще через два месяца, в августе 2008 года, ING Банк, прайм-дилер по российским госбумагам, не знал, что делать с огромным пакетом ГКО. После сокращения персонала Колчина сохранила работу. Она участвовала в переговорах по реструктуризации ГКО, которые ING вел с представителями российского государства. «Тогда пришлось учиться не по книжкам, а на практике», — рассказывает Колчина.
В «Ренессанс Управление инвестициями» Колчина пришла в 2004 году. Знакомая хедхантер, которой Елена несколько раз рассказывала о желании управлять инвестициями, подобрала ей позицию в новой компании.
До кризиса общий объем средств в долговых бумагах под управлением Колчиной составлял около $1 млрд. Сейчас она управляет двумя фондами облигаций — розничным ПИФом «Ренессанс-Облигации» (СЧА — 95,8 млн рублей) и зарегистрированным в Люксембурге Renaissance Russia Debt Fund (СЧА — $52 млн), который рассчитан в том числе на европейских розничных и институциональных инвесторов. Паи российского фонда облигаций за год выросли на 21,6%, акции иностранного фонда — на 20,7%.
Отличаются ли методы работы Елены от методов ее коллег-мужчин? Инвесторы, вкладывающие деньги в долговые бумаги, по большей части консервативны. «Женская склонность к осторожности как нельзя лучше подходит для управления облигациями», — поясняет она. Колчина говорит, что мужчины больше очаровываются идеями роста.
Первую свою сделку Колчина провела, купив облигации банка «Русский стандарт», тогда новичка на рынке публичных заимствований. Бумаги банка торговались с доходностью около 20% годовых, а затем стали резко расти в цене. Колчина была знакома с менеджментом банка по работе в ING. Этим в том числе объяснялась ставка на облигации «Русского стандарта».
Принцип Колчиной: знать компанию-эмитента изнутри, предугадывать важнейшие новости из корпоративной жизни заемщика. Она старается покупать облигации, прежде чем на рынке станут известны важные корпоративные новости. Когда событие уже отыграно, Колчина предпочитает продать облигации, не дожидаясь погашения.
Этот принцип работает. В кризис единственными бумагами в ее портфеле, по которым был допущен дефолт, стали облигации факторинговой компании «Еврокоммерц». Колчина поясняет, что тогда факт участия в компании акционеров из Казахстана был рынку не известен. На рынке считали, что основной инвестор — «Тройка Диалог». «Если бы мы знали конечных бенефициаров, то не стали бы покупать их долги. В 2007–2008 годах мы уже сознательно не инвестировали в казахские бумаги».
Колчина говорит, что предпочитает облигации второго эшелона. Она старается находить эмитентов в отраслях, где до сих пор не учтены позитивные новости или события. Например, в банковском секторе, где накоплена огромная подушка ликвидности, пик плохих долгов пройден, а кредитование пока не возобновилось.
Еще одна идея — металлургия. Это ставка на улучшение кредитных характеристик сектора вслед за восстановлением экономического роста. У металлургических компаний восстанавливается рентабельность благодаря росту цен на металл, а также благодаря оживлению спроса на их продукцию.
Сейчас в портфеле у Колчиной почти 20% занимают вложения в банковский сектор и металлургию. Максимальные позиции в ПИФе — в первом выпуске рублевых облигаций ВТБ и долгах «Евраза». Колчина не любит часто менять стратегию. «Я предпочитаю развиваться, но без лишних движений, — поясняет Колчина. — Восемь лет я работала в ING Банке, шестой год работаю в «Ренессансе», я давно замужем, у меня двое детей. В общем, я очень консервативна. Для вложений в облигации такой консерватизм во благо».