Александр Миронов продает печи для парилок по цене среднего автомобиля. Как ему это удается?
Офис предпринимателя Александра Миронова обставлен богато, стены отделаны венецианской штукатуркой и увешаны фотографиями его детей на лужайках возле британских колледжей в окружении улыбчивых одноклассников. Все это помогает Миронову находить общий язык с покупателями. Печи для бани под маркой Mironoff, которые выпускает его фирма, стоят не менее 1 млн рублей.
Первый предпринимательский опыт Миронов приобрел еще до распада СССР, в конце 1980-х годов. За нелегальную торговлю дефицитными видеомагнитофонами чуть не угодил в тюрьму. Потом стал совладельцем сети небольших магазинов электроники «Тайм», а также обувных салонов «Обувь 21 века». Но основной капитал бизнесмен заработал на игорном бизнесе — Миронов владел долей в региональной сети игровых клубов «Даймонд». С тех пор на всех дверях в офисе стоят кодовые замки, а шестеро детей бизнесмена переехали из Москвы в Лондон.
Страстный любитель русской бани, Миронов поменял в своем загородном доме с десяток печей и не мог найти подходящую. Ему нужно было, чтобы, как в деревенской бане, температура в парной не превышала 50 градусов, а камни нагревались в десять раз сильнее. «В русской бане главное — контраст температур, когда поддаешь — и пар вылетает. А у нас 99% — не бани вовсе, а сауны-душегубки. Если вы не чувствуете мурашки по коже от пара, надо менять печь. Мало кто это понимает», — говорит Миронов.
В 2001 году он нанял теплотехников и конструкторов одного из зеленоградских НИИ, занимавшихся ракетостроением, чтобы они разработали печь с нужным эффектом. В прототипы и их переделку Миронов вложил, как он говорит, $5 млн.
Один из ведущих российских конструкторов печей Игорь Кузнецов из Екатеринбурга (с 1962 года изобрел более 150 видов) говорит, что самая дорогая печь его производства обойдется в сумму порядка 250 000 рублей. Даже для Сандуновских бань цена печи Миронова очень высока. «Такую печь может позволить себе купить фанат, которому некуда девать деньги», — говорит заместитель председателя совета директоров ООО «Сандуновские бани» Григорий Соловьев.
Миронов охотно объясняет, откуда берется такая цена. Чудо-печь представляет собой металлическую «колонну» два метра высотой, метр в диаметре. При весе свыше двух тонн она занимает менее 1 кв. м площади. «Сердце» печи — изобретенный инженерами реактор, где при подаче воды под давлением получается мелкодисперсный пар. Корпус делают из жаростойкой стали с примесью никеля, которая используется в доменных печах, — предприниматель завозит материал из Германии; чугунные детали также привозят из-за границы. Снаружи печь, словно рыбьей чешуей, покрыта жадеитом без использования цемента или клея. Только на этот элемент оформления рабочие Миронова тратят больше месяца: порядка тысячи камней надо подобрать и закрепить на корпусе.
Но как уговорить потребителя купить пусть и качественный, но непомерно дорогой продукт? Надо сделать так, чтобы о твоем товаре заговорили. Разработав окончательный вариант печи к 2007 году, Миронов сразу же принял участие в выставке Millionaire Fair. На оформление стенда сталью и жадеитом он потратил около $100 000. На выставке было заключено всего два контракта, но Миронов достиг желаемого эффекта: «Я поставил человеку печку. К нему пришли париться двое, вот и заказы — кто-нибудь кому-нибудь обязательно приврет. Сарафанное радио получилось».
Продукт должен быть на глазах у целевой аудитории — после выставки Миронов разместил свои печи в нескольких магазинах на Рублевском шоссе. Там одну из них, например, увидела супруга экс-совладельца соковой компании «Нидан» Лариса Шилова. «Как потребитель, я бы, безусловно, хотела заплатить меньше. Но я не жалею, что потратила эти деньги», — рассказывает Шилова. За 1,7 млн рублей она не только купила печь, но и построила баню — Миронов поставил ей исполинские, диаметром полметра, бревна таежного кедра, которые, расширяя свой банный бизнес, начал возить с одной из лесосек под Абаканом. Хвалит печи Миронова и представитель конноспортивного комплекса «Отрада» Елена Секачева: «У нас клуб частный, посетители достаточно требовательные, мы стараемся предложить самое лучшее».
Сотрудники компании Миронова под стать клиентам. Они разъезжают по стройплощадкам подмосковных коттеджей на дорогих представительских автомобилях с надписью Mironoff на бортах. «Когда клиент видит, на каких машинах к нему приезжают менеджеры, он сразу проникается», — говорит Миронов. Сейчас, например, предприниматель собирается пополнить автопарк BMW X6.
На выполнение одного заказа уходит в среднем полтора месяца, работают над ним четверо сотрудников, а всего в штате 100 человек. Чтобы клиент почувствовал заботу о себе, Миронов лично контролирует ход работ по большим заказам. Всегда сам топит баню в первый раз. На сайте среди многочисленных презентационных видеороликов висит его мобильный телефон.
Но главное, Миронов готов удовлетворить любую прихоть. Для Шиловых, например, он сделал автоматическую систему подачи пара при нажатии на специальную педаль. Для других клиентов Миронов вмонтировал в парную жидкокристаллические ТВ-экраны, оборудованные датчиками контроля кислорода, угарного газа, температуры и влажности воздуха в парной, а также датчиками алкоголя — человек знает, выпил лишнего или нет.
Не забыл предприниматель и о налаживании отношений с экспертами, заядлыми банщиками. Миронов — постоянный гость на профильных интернет-форумах, где зазывает посетителей бесплатно опробовать свою печь. «В этом плане он хорошо выступил», — рассказывает об одном из таких визитов Владимир Ляхов, исследователь бань и саун.
Успешный ли получился бизнес? По словам Миронова, годовая выручка его фирмы более $2 млн. В ближайшее время он хочет заняться строительством общественных бань наподобие «Сандунов» на 500 человек, участок под первый проект уже есть. «Бани как казино, — говорит предприниматель, — люди никогда не перестанут в них ходить».