Россия открыла небо для малой авиации. В самых неудобных местах
«Так что, я еду на машине сюда? Звоню по телефону, говорю маршрут — и все? И не надо никаких подтверждений?» — допытывался дорого одетый седовласый мужчина лет шестидесяти, судя по стилю общения, топ-менеджер крупной компании или банка. Он явно сомневался, что все действительно так просто. Дело было в субботу, один из последних солнечных дней октября. Вместо того чтобы провести выходные с семьей за городом, около 20 мужчин и женщин собрались на семинар о последних новациях в российском авиационном законодательстве. Все они — пилоты-любители. С 1 ноября 2010 года российское государство радикально упростило им жизнь. Новая версия «Федеральных правил использования воздушного пространства» дает возможность любителям летать без разрешений авиационных властей.
Еще в октябре процедура выглядела так. За сутки до вылета надо было подать заявку и получить разрешение на вылет от зонального центра управления воздушным движением. То есть приехать на вертолетную площадку и полететь, допустим, на рыбалку на Селигер так просто не получилось бы. Теперь ситуация меняется. Достаточно передать информацию о маршруте и времени вылета по телефону, отправить факс или заполнить форму на сайте. Подтверждения дожидаться не надо. Садись в кабину — и лети.
Новые правила — это «настоящая революция», убежден Александр Климчук, президент авиаклуба «Аэросоюз» (это его члены собрались в субботу на семинар о новых правилах полетов). По его оценке, в Москве и Московской области регулярно летает около 2000 пилотов-любителей. Количество эксплуатируемых в России самолетов и вертолетов вместимостью от двух до восьми человек он оценивает в 2000–3000 машин. Новые правила делают воздух доступнее, российское законодательство унифицируется с западным. Значит, количество пилотов-любителей будет расти: в США, например, где уведомительный принцип полетов действует уже более полувека, удостоверения частных пилотов имеют свыше 300 000 человек.
В чем подвох? Во-первых, согласно приказу Александра Нерадько, главы Росавиации, все пилоты-любители обязаны сдать экзамены на знание новых правил, после чего в их пилотских удостоверениях должна быть поставлена специальная отметка. Экзамены проводят сертифицированные организации — авиационные учебные центры. В Москве их всего десять. Получить отметку будет стоить около 30 000 рублей. После этого действующие свидетельства нужно будет обменять на документ нового образца. Те пилоты, которые эту процедуру не пройдут, с 1 ноября отстраняются от полетов.
Ну а вторая плохая новость — по уведомительному порядку летать можно далеко не везде. Воздушное пространство над аэропортами, крупными городами, атомными электростанциями и прочими стратегическими объектами по-прежнему закрыто. Кроме того, законодательство вводит понятие зоны ограничения полетов. Их определяет Министерство транспорта по заявкам «заинтересованных лиц», и, чтобы пролететь через эти зоны, требуется разрешение этих «лиц». Запретных зон в России около семидесяти, зон с ограничениями полетов — около пятисот. Большая их часть сосредоточена на западе европейской части страны.
Результат? Чтобы попасть из Москвы, допустим, на Валдай, необходимо пересечь полтора десятка зон с ограничением полетов. Та же ситуация практически со всеми направлениями. Исключение — коридор свободного воздушного пространства шириной около 30 км, упирающийся в границу с Белоруссией. А также восточное направление: пройдя узкое горлышко шириной 30 км в районе Быково, дальше до Урала можно лететь без ограничений.