Что могут сделать новые столичные власти, чтобы улучшить ситуацию на дорогах
Весь последний месяц журналисты, общественные деятели, друзья и даже официальные лица задают мне примерно одинаковые вопросы по поводу улучшения транспортной ситуации в Москве: что можно сделать немедленно, но так, чтобы ситуация стала хотя бы чуть легче. Попробую ответить.
Среди первоочередных мер я бы выделил «чистку тромбов» в транспортных узлах — прежде всего в окрестностях конечных и предконечных станций метрополитена. Она должна коснуться хотя бы некапитальных сооружений, занимающих место, предназначенное для разворотных автобусных площадок, посадочных терминалов и перехватывающих парковок.
Увеличение связности дорожной сети на периферии города. Речь идет о включении в планы дорожного строительства объектов на «задних дворах» города, которые улучшили бы местные транспортные связи и сократили перепробеги автомобилей, в том числе с заездом в центральную часть города.
Обеспечение приоритета массовому общественному транспорту. Для слома традиционных стереотипов по поводу «старомодных» автобусов и трамваев лучше всего подходит опыт организации обособленных полос по обе стороны от осевой линии городских улиц. На вопрос о том, чем такая схема лучше обособленных полос вдоль тротуаров, мой бразильский коллега Жаиме Лернер — автор куритибского транспортного чуда — отвечал: «Мы сразу же показали жителям: Transit First!».
Радикальное урезание архаической практики предоставления преимуществ в движении по статусному и имущественному признаку. Это было бы шагом не только полезным, но и выгодным для власти в политическом плане. Эффект будет не грандиозным, но заметным, особенно для центра города и окрестностей главных магистралей.
Пересмотр практики регулирования застройки и землепользования как первый инструмент уменьшения суммарного пробега автомобилей, в первую очередь в центральной части города и в пиковые периоды. Предстоит «разбор полетов» с девелоперами, собственниками, арендаторами по поводу корректировки всего того, что еще можно остановить или скорректировать. Придется «через коленку» останавливать сооружение согласованных объектов строительства, наиболее явно усугубляющих дисбаланс нагрузки и транспортной оснащенности территории. Самый вопиющий пример — торгово-развлекательный центр на площади Тверской заставы.
Жестко зарегулированный и чувствительно платный парковочный режим. В городе объявляется операция «шагреневая кожа». В зону платного и жестко регулируемого парковочного режима включается небольшой перечень улиц в городском центре. Апробируются системы сбора платы, дифференцированных тарифов, контроля и санкций, прав местных жителей. В зоне ликвидируются все парковки на тротуарах и проезжей части, сформированные благодаря самозахвату любыми организациями от госорганов до ресторанов и банков. Одновременно объявляется, что вся прибыль от платных парковок будет направляться на улучшение работы общественного транспорта. Эта зона будет расползаться по городу, и, соответственно, будет сжиматься территория бесплатного паркинга. Стереотип free parking должен быть разрушен окончательно и бесповоротно. Стандартная трудовая поездка «дом — работа» должна стать чувствительно дороже такой же поездки общественным транспортом. Суммарный трафик в будние часы пик должен снизиться хотя бы на 15–20%. Дорогие и дефицитные парковочные лоты в центре должны быть уравновешены появлением дешевых (вплоть до бесплатных) парковок близ периферийных станций метро.