К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Повелители воды


На что рассчитывала «Альфа-Групп», скупая региональные водоканалы

Акционер «Альфа-Групп» Герман Хан пользуется репутацией жесткого парня. Рассказывают, что в 1990-е он мог во время переговоров невзначай выложить на стол пистолет. Но на совещании у калужского губернатора Анатолия Артамонова в августе этого года ему пришлось сжать зубы и терпеть. «При новом собственнике ситуация стала ухудшаться! Собственники цинично начали изымать последние крохи, выкачивать последнюю кровь!» — распалялся губернатор. Речь шла о калужском водопроводе и канализации, «новый собственник» — это входящая в состав «Альфа-Групп» компания «Росводоканал».

«Росводоканал» взял в аренду водопровод и канализацию в Калуге и ее окрестностях в 2006 году. Клиентами компании стали 0,5 млн человек. На счета дочернего предприятия «Альфы» хлынул поток платежей от жителей и предприятий региона за поставку воды и забор отходов. Но спустя четыре года «Росводоканал» пытаются прогнать из региона. «Все имущество, которым располагает водоканал, будет передано в муниципальную собственность», — пообещал губернатор на скандальном совещании.

Калуга — один из наиболее передовых российских регионов. На въезде в область стоит предприятие Samsung, рядом с Калугой Volkswagen, Citroen и Volvo построили настоящий промышленный кластер. И где же, если не здесь, может работать частный оператор коммунальной инфраструктуры?

 

Работа организаций, подобных «Росводоканалу», в идеале должна строиться так. Региональные власти отдают компании в аренду (по концессионному соглашению) инфраструктуру — трубы, коллекторы, насосные станции — и гарантируют определенный уровень тарифов на более-менее долгосрочную перспективу. Компания в свою очередь берет на себя обязательство модернизировать полученное имущество. Имея на руках гарантии властей по тарифам, а значит, и будущим доходам, арендатор привлекает кредиты, вкладывает деньги в обновление сетей и оборудования. В результате издержки компании-оператора снижаются, а выручка благодаря фиксированному тарифу как минимум не снижается, так что прибыль растет. Довольны потребители: повышается качество коммунальных услуг. Довольны городские власти: инфраструктура после завершения срока аренды будет в лучшем состоянии, чем до сдачи в концессию. Это в теории. Практика обманывает ожидания.

В России пик интереса властей к концессии как способу управления коммунальной инфраструктурой пришелся на первую половину нулевых. Именно тогда «Альфа» начала свои эксперименты в области водоснабжения. За несколько миллионов долларов группа приобрела бывший советский трест «Росводоканалналадка» вместе с кадрами и 50-летним опытом проектирования и управления городскими системами водоснабжения. Из треста и сделали компанию «Росводоканал» (РВК). В 2003 году РВК получил в управление первый актив — Оренбургский водоканал (в Оренбурге традиционно сильны позиции Тюменской нефтяной компании; «Альфа» — ее совладелец). Затем были водоканалы в Твери, Калуге, Омске, Барнауле, Тюмени, Краснодаре и украинском Луганске. В некоторых городах «Росводоканал» выиграл проведенные местными властями конкурсы. Где-то купил уже действовавшего на тот момент частного оператора городского водоканала. В итоге «Росводоканал» снабжает водой около 7 млн человек, получая в год около 12 млрд рублей выручки. Компания ведет отчетность по международным стандартам и размещает еврооблигации. Система управления и корпоративная структура «Росводоканала» разрабатывалась при участии KPMG. В 2006 году 10% группы было продано Deutsche Bank (в прошлом году эта доля была выкуплена обратно). В 2008-м — Европейский банк реконструкции и развития и Международная финансовая корпорация выдали «Росводоканалу» 13-летний кредит на 5,6 млрд рублей. Но если «Росводоканал» все эти годы совершенствовал бизнес-процессы, то его основной контрагент — государство в лице местных властей, распоряжающихся коммунальной инфраструктурой, — топталось на месте.

 

«Слишком большие риски. Прежде всего — непредсказуемость тарифной политики государства на услуги ЖКХ, в том числе и на воду», — описывает ситуацию на рынке Игорь Николаев, директор департамента стратегического анализа консалтинговой компании ФБК. «Проблема в том, что тариф краткосрочный», — генеральный директор «Росводоканала» Петр Золотарев более конкретен. «Краткосрочный» в данном случае означает: утверждаемый каждый год заново. И если договоры на аренду имущества у «Росводоканала» с городскими и региональными властями заключены на 20–25 лет, то гарантировать тариф на сопоставимый период действующее законодательство не позволяет. Результат? Каждый год для подразделений «Росводоканала», работающих в различных городах, власти формируют тариф. Он учитывает расходы на содержание инфраструктуры и инвестиции в ее модернизацию. К стоимости этих работ добавляются 5% гарантированной для компании рентабельности. Полученную сумму делят на количество отпускаемой потребителям воды и принимаемых отходов. Вводят, согласно нормативам, поправку на потери. Получается конечный тариф для потребителя, в котором учтена прибыль оператора.

Такая схема «Росводоканалу» по-своему выгодна. В каждом рубле защищенных и включенных в тариф инвестиций и расходов на поддержание текущего состояния инфраструктуры есть несколько копеек его прибыли. Плюс есть еще одна крупная статья доходов — подключение новых потребителей. В прошлом году оно принесло «Росводоканалу» около 993 млн рублей выручки. По итогам 2009 года совокупная прибыль РВК составила 835 млн рублей. Но это не страхует компанию от непредсказуемых решений местных властей — таких как в Калужской области.

Петр Золотарев всячески уклоняется от обсуждения ситуации в Калуге. «Там проблемы создавались годами. [Сейчас] эту проблему пытаются решить и власти, и мы», — говорит он. Глава РВК вернулся из Калуги ночью накануне интервью. Переговоры с областной администрацией продолжаются. Все висит на волоске. Власти предъявляют целый букет претензий. Если в 2006 году, когда «Росводоканал» пришел в Калугу, в областном центре было зафиксировано 409 аварий на водопроводных сетях, то в 2009-м — 605, а в первом полугодии нынешнего года — 365. Централизованное водоснабжение во многих селах области практически прекратилось — «Росводоканал» сократил дежурные бригады на местах. Плюс компания, по утверждению местных властей, завышала стоимость строительных материалов и выдавала аффилированным структурам подряды по завышенным ценам.

 

У «Росводоканала» большой набор контраргументов. В три раза, до 15 км, вырос в 2009 году объем переложенных труб. В два раза, до 58 км, увеличился объем нового строительства. «Росводоканал» приобрел и поставил в Калугу новейшую технику — траншеекопатели, диагностические станции и пр., оптимизировал (сократив почти в два раза) численность персонала. Ну а главное, за четыре года работы в Калуге «Росводоканал» инвестировал в модернизацию инфраструктуры около 1,5 млрд рублей собственных средств, предполагая компенсировать их в будущем.

Правда, в случае разрыва отношений область обязана вернуть эти деньги структурам «Альфы». Так что, взвесив все за и против, областные власти решили не горячиться. Как говорит источник Forbes в Калужской администрации, поручение Анатолия Артамонова передать водоканал одной из областных госкомпаний, публично данное на совещании еще в августе, до сих пор не исполнено. Вопрос «в стадии изучения».

Представим ситуацию: тарифы растут, количество аварий на водопроводе не сокращается, а управляет всем этим хозяйством частный оператор. На кого властям в любом случае будет удобно списать все проблемы? Конечно, на «частника». Не слишком ли это рискованное дело — подрядиться управлять государственными и муниципальными активами? «Кто-то должен быть пионером, отрабатывать нормативную базу, механизмы ее применения. Когда все отработано, открываются возможности. Но у первого пришедшего на рынок возможностей больше», — говорит Золотарев. Он уповает на последние изменения в российском законодательстве.

В июле вступили в силу поправки в закон «О концессионных соглашениях». Теперь тарифы на услуги ЖКХ, оказываемые концессионером населению и предприятиям, можно устанавливать на срок до пяти лет и исходя из нормы доходности инвестированного капитала. Кроме того, законодательно прописаны обстоятельства расторжения концессионного соглашения, в том числе, что особенно важно для «Росводоканала», процедура возврата вложенных, но еще не окупившихся инвестиций. Все это упрощает доступ к «длинным деньгам». Правда, еще надо дождаться разъясняющих закон документов правительства.

Впрочем, это тактика. А вот стратегия. «У нас в стране потребление воды в три раза больше, чем в Восточной Европе», — говорит Золотарев. В странах бывшего Варшавского договора после коммерциализации ЖКХ потребление воды снизилось на 30–40%, а тарифы выросли втрое. Что будет, если в России реализуется восточноевропейский сценарий? Первым шагом будет переход от нынешнего потребления воды «по нормативу» к учету ее фактического расхода. Уже с 1 января 2011 года для тех, у кого нет счетчиков воды, цены на эти услуги вырастут вдвое, а с 2012 года — в четыре раза. Для владельцев квартир, оборудованных приборами учета, рост тарифов будет на порядок меньше.

 

Однако дальше тариф неизбежно вырастет и для тех, кто обзавелся счетчиками. Почему? Вообразите: население поставило счетчики, стало более экономно расходовать воду, объем продаж городских водоканалов, если мерить в кубометрах воды, сократился. При этом большая часть расходов (ремонт трубопроводов, обслуживание насосных станций и т. п.) постоянная, ее сократить нельзя, даже если сократятся физические объемы потребления. Значит, надо повышать тариф.

В Москве сегодня водопроводная вода стоит в три раза дешевле, чем в Будапеште. И в десять раз дешевле, чем в Лондоне. Надолго ли сохранится этот разрыв? Петр Золотарев полагает, что в долгосрочной перспективе повышение тарифов неизбежно. Стали бы акционеры «Альфа-Групп» в противном случае инвестировать в ЖКХ?

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+