Газеты умирают, Азия поднимает голову, градус популизма растет. Это лишь три черты новой реальности — в материале, начинающемся на стр. 241, мы собрали еще 37, все вместе они описывают изменившуюся всего за два года картину мира.
Часть изменений вы наверняка почувствовали на себе. Я их точно почувствовал. Скорую смерть прессы, печатающей новости, я ощутил, прилетев в конце 2008 года в США: еженедельные журналы в киоске нью-йоркского аэропорта были такими тонкими, что их становилось жалко, как исхудавшего, тяжело больного человека. Резкий спад на рекламном рынке заставил издателей искать новые модели бизнеса, многие журналы и газеты закрылись, некоторые сменили собственников.
Я рад, что избавился от части паевых фондов еще до сентября 2008 года. До кризиса, пока акции росли на десятки процентов в год, комиссия в 3–5% казалась приемлемой. При нынешних скромных темпах прироста фондовых индексов и зачастую столь же скромных способностях российских управляющих держать деньги в российских фондах противопоказано. Средняя величина издержек на управление у ПИФов акций, вошедших в последний рейтинг Forbes/РЭШ, — 5,3%. В прошлом году было 4,9%. Фонды растеряли своих клиентов в кризис и так и не смогли предложить потребителю ничего нового. Это одно из изменений, которые мы включили в наш список.
Изменился и бизнес. Пример розничных сетей, торгующих бытовой техникой, особенно характерен: из пяти крупнейших компаний на этом рынке одна разорилась, а две сменили собственника. Причина — плохое управление. Впрочем, интересны в этом случае не только провалы, но и истории успеха: какие качества позволили компании «М.Видео» не просто достойно пережить кризис, но и, воспользовавшись моментом, обогнать конкурентов? Одно из них — публичность: «М.Видео» стала в своем секторе первой и единственной компанией, разместившей акции на бирже. Это позволило привлечь деньги на развитие, сократить размер долга. Кроме того, это наложило на акционеров дополнительную ответственность: будучи публичной компанией, сложно пускать деньги, заработанные на торговле электроникой, в проекты, связанные с недвижимостью. Конкуренты «М.Видео», как выясняется, именно так и поступали, что кончилось для них плачевно. (Читайте об этом подробнее в статье Александра Левинского «Рынок покупателя» на стр. 108.)
Рейтинг «200 непубличных компаний» — еще одно свидетельство изменений, произошедших в экономике. Одиннадцать компаний из прошлогоднего списка прекратили свое существование, совокупная выручка 200 компаний снизилась на 9,6%. Из нашего исследования исключены публичные компании, а значит, большинство российских сырьевых гигантов. Их выручка просела более существенно из-за обвала мировых цен на углеводороды, металлы и удобрения в 2009 году. В сопоставлении этих показателей — вся слабость российской экономики, зависящей от экспорта и слишком медленно создающей производства и бизнесы, ориентированные на внутренний спрос. А внутренний спрос, кстати, не подкачал: «большая тройка» сотовых операторов показала рост выручки, увеличились обороты и у сетей супермаркетов.