К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Поколение 2000-х


Что делает человека выдающимся? Малкольм Гладуэлл в своей книге «Гении и аутсайдеры» довольно подробно отвечает на этот вопрос. Врожденные качества и воспитание, безусловно, важны, но не менее важно оказаться в нужное время в нужном месте — вписаться во временной промежуток, в котором экономические, технологические, политические и прочие обстоятельства сложились максимально удачным образом для того, чтобы реализовать свои таланты.

Знаменитые американские миллиардеры первой волны — Рокфеллер, Карнеги, Гульд и с десяток других — принадлежат к одному поколению: они все родились с 1831-го по 1840 год. В 1860–1870 годах в экономике США произошел гигантский скачок за счет строительства железных дорог и появления фондового рынка. Поколение Рокфеллера было достаточно молодым, чтобы принять и подхватить две эти инновации, но и достаточно опытным — чтобы извлечь из них максимум выгоды.

Технологические миллиардеры нашего века — Билл Гейтс и Стив Джобс — не только родились в один год (1955-й). У Гейтса благодаря связям в элитной школе, где он учился, имелся доступ к компьютерному центру Университета штата Вашингтон, а Джобс жил в Кремниевой долине по соседству с офисом одной из главных технологических компаний того времени — Hewlett-Packard, общался с ее инженерами и подрабатывал летом на сборке электроники. Когда в 1975 году появились первые персональные компьютеры, Гейтс и Джобс в полной мере воспользовались своими талантами и приобретенным опытом, положив начало Microsoft и Apple.

 

Возможно, сейчас мы видим расцвет предпринимательской активности нового поколения — это молодые люди, родившиеся в середине 1980-х.

Дети с раннего возраста играют в компьютерные игры, но компьютер как таковой начинает их интересовать лет в 12. В случае с поколением, о котором я говорю, этот интерес должен был совпасть с началом бурного развития интернета: на глазах тинейджеров создавались Amazon, Yahoo, Google и eBay. На заре популярности социальных сетей будущим интернет-предпринимателям было ровно столько же, сколько Гейтсу и Джобсу в 1975-м, — по двадцать лет. Если бы они были старше, то, возможно, уже работали бы в Google или Microsoft, устроив свои финансы и личную жизнь. Младше? Еще не созрели бы для ведения бизнеса. Марк Цукерберг родился в 1984-м, а в 2004-м, будучи студентом Гарварда, написал первую версию Facebook. Его российский сверстник, Павел Дуров, студент Петербургского университета, создал в 2006-м «ВКонтакте», самую популярную социальную сеть в России.

 

С прошлого года у двух этих компаний появился общий акционер — компания Digital Sky Technologies (DST), созданная Юрием Мильнером. Мильнер, безусловно, и сам человек, достойный внимания (не зря его фото на обложке). По сути, это первый российский бизнесмен, прославившийся на Западе не покупкой футбольного клуба или роскошного дома во Флориде, а стратегически правильно сделанными инвестициями (см. «Рука Москвы» на стр. 128).

Мильнеру 48, и он принадлежит совсем к другому поколению, нежели Цукерберг с Дуровым. Но в биографии основателя DST было как минимум три важных этапа, позволивших ему достичь сегодняшнего успеха. Он родился в семье известного советского ученого, получил хорошее образование и имел возможность работать с будущим нобелевским лауреатом Гинзбургом. Когда появился шанс в 1990-м уехать из СССР, он отправился в США, где стал одним из первых россиян, окончивших престижную бизнес-школу Wharton. Наконец, в конце 1990-х ему попал в руки знаменитый The Internet Report аналитика Morgan Stanley Мэри Микер, расписавшей как по нотам будущее развитие интернета.

Анализировать истории Дурова и Мильнера приятно, потому что есть что анализировать. Но, к сожалению, подобные истории — исключение. Один из наших авторов, профессор INSEAD Станислав Шекшня написал как-то, что за 2000-е российский бизнес, с точки зрения Запада, стал неинтересным, провинциальным: у нас, в отличие от коллег по БРИК, так и не появилось ни одной глобальной компании. Я не думаю, что причина в отсталости и недальновидности российских бизнесменов. Скорее, герметизации российского бизнеса способствовала политика последних лет: отсрочка вступления в ВТО, вытеснение иностранных инвесторов из ТЭК, преследование и запугивание бизнесменов, готовых стать лидерами экономики (в первую очередь Михаила Ходорковского). Сложились новые условия, и — прямо по Гладуэллу — они привели к расцвету новых талантов. Каких? Читайте статью Анны Соколовой «Рука берущего» на стр. 148.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+