По степени замусоренности легко определять уровень благосостояния той или иной местности
Каждый спасается от дыма по-своему. Я поступила нелогично: вместо того чтобы задержаться в Италии, вернулась в Москву и сразу «эвакуировалась» в Тверскую область, куда тут же пошел и дым. Но воздух там все равно свежее, кроме того, есть речка, нагревшаяся до 30 градусов и прочие дачно-деревенские радости.
На «дальней даче» — в деревне в Тверской области, где мой дед 35 лет назад купил дом, — я бываю не каждый год, а так долго, целую неделю, не была, наверное, с тех пор как училась в школе. Поэтому мне было очень интересно узнавать об изменениях в распорядке жизни, произошедших за эти годы.
В советские времена основным транспортным сообщением было речное — сначала раз в день ходил катер, а в 1980-е аж два раза в день стало ходить нечто на воздушной подушке. Мои пожилые родственники до сих пор вспоминают о тех временах. Сейчас ходит только автобус, но у большинства дачников машины, так что вопрос о транспортировке остро не стоит — местных жителей осталось мало, и тем, кто остался, далеко за 80.
Зато в советские времена в нашей деревне не было магазина. Теперь — да здравствует малый бизнес! — раз или два в неделю приезжает передвижная лавка, в которой можно купить почти все необходимое. Еще одно новшество — дорога. Раньше это был обычный проселок. В этом году его укрепили, насыпали песка и щебенки и даже прорыли канавы по бокам. Как сказала наша 88-летняя соседка из местных, «дорога хорошая, пока». Есть и совсем удивительные вещи, к примеру «Музей крестьянского быта». Создала его одна из местных жительниц. Музей вполне достойный, несмотря на отсутствие потока туристов.
Но больше всего меня поразили не все эти небольшие новшества, а то, что в деревнях теперь организован сбор мусора. Раньше отходы жизнедеятельности никого не интересовали. У нас была большая яма для мусора позади старого дома. Местные жители выбрасывали мусор прямо на дорогу. А теперь в этой сельской глуши чувствуешь себя почти как в Европе. Нет, разноцветных ящиков для сбора отходов разного вида пока нет. Зато раз в неделю проходит трактор, и тогда все выходят из домов и закидывают в него мешки с мусором.
Почему этот факт так поразил мое воображение? Путешествуя по миру, я обнаружила одну закономерность. Важнейшее отличие развитых стран от развивающихся — отсутствие мусора на улицах, в лесу и т. д. По степени замусоренности легко определять уровень благосостояния той или иной местности: к примеру, Неаполь гораздо грязнее Милана, а в Сенегале вонючие свалки можно обнаружить прямо за воротами шикарных вилл. При этом уборка мусора — это вопрос не только хорошей работы коммунальных систем, но и собственно поведения жителей. Российские леса и водоемы вокруг крупных городов в 1990-е годы превратились в свалки, потому что отдыхающие не считали своим долгом убрать за собой. В США отдыхающие собирают мусор в пакеты и затем выбрасывают его в специальные контейнеры.
Наука связывает экономическое развитие с развитием институтов. В несколько упрощенной трактовке под институтами можно понимать комплекс правил, регулирующих жизнь общества. Институты работают только тогда, когда в обществе широко распространено понимание их необходимости для нормального существования и развития. Любое правило в той или иной мере ограничивает личную свободу с целью снижения внешних негативных эффектов. Очень часто следование правилам сродни знаменитой дилемме заключенного: правила выгодно нарушать и в том случае, когда их нарушают все, и в том случае, когда остальные все же следуют правилам. Но эта логика перестает работать на длинной перспективе: если экономические агенты понимают, что имеют дело с повторяющимися событиями, соблюдение правил становится выгодным.
В 2000-е годы, несмотря на то что государство снизило свою активность в проведении структурных реформ, быстро формировались многие частные институты, к примеру банковский и финансовый рынки. На фоне макроэкономической стабилизации удлинился горизонт планирования, и история с мусором в Тверской области показывает, что формирование институтов затронуло самые разнообразные сферы жизни. К сожалению, в наименьшей степени данная тенденция распространяется на силовые органы и некоторые другие части государственного аппарата — а ведь именно им надлежит контролировать выполнение формальных правил. Без значительных улучшений на этом направлении политика модернизации вряд ли окажется успешной.
Автор — директор Центра макроэкономических исследований Сбербанка России