России необходимо подготовиться к изменению структуры энергетического рынка
Сейчас, когда первый кризисный туман немного рассеялся, лучше видны вызовы и возможности будущего десятилетия.
На глобальном уровне бросаются в глаза лишь некоторые элементы большой картины. Будет снижаться долговая нагрузка в потребительском секторе США. Большинству развитых стран придется пройти через сокращение долговой нагрузки на государственные финансы, при этом многие страны столкнутся с острой необходимостью проведения пенсионной реформы и реструктуризации систем образования и здравоохранения. Финансовый сектор в развитых странах будет «переваривать» и свои собственные, и суверенные долговые проблемы, а также адаптироваться к новому регулированию, которое еще до конца не разработано. Основным мотором глобального роста станет Азия, но и там будут происходить тектонические изменения. Одно из важнейших — старение населения в Китае и выход на рынок труда поколения так называемых китайских императоров (единственный ребенок в семье, избалованный всеми родственниками). Наконец, неизбежна глобализация газового рынка, развитие энергосберегающих технологий и альтернативной энергетики.
Открытым остается вопрос о том, будет ли (и если да, то как) проходить сглаживание глобальных и региональных дисбалансов. Неясно также, сможет ли мировая экономика достичь относительно устойчивого роста или нас ждет десятилетие спадов и отскоков, связанных с избавлением от очередной диспропорции.
Осмысление новых вызовов начинается и в России. Министр финансов Алексей Кудрин предупредил в апреле, что в ближайшие 10 лет нас ждет стагнация бюджетных доходов, поэтому должен остановиться и рост госрасходов. Недавно он же всколыхнул общество заявлением о том, что на фоне относительного старения населения необходимо поднять пенсионный возраст.
Озабоченность Кудрина понятна: из страны, сокращающей государственный долг, Россия рискует быстро превратиться в страну, его активно наращивающую. Некоторое увеличение госдолга может даже быть полезным: отсутствие внутреннего рынка госдолга — серьезное препятствие для формирования нормального финансового рынка. И тем не менее очевидно, что быстрый рост долга встревожит инвесторов, и если не ввести внутренние ограничения, то, как в случае с Грецией, вступят в силу ограничения внешние.
Проблемами бюджета список вызовов, стоящих перед Россией, не ограничивается. В первую очередь необходимо быть готовыми к изменению структуры энергетического рынка. Существенное ослабление позиций «Газпрома» в Европе необязательно станет национальной трагедией, но потребует более серьезных подходов к управлению этой компанией.
В инновационной сфере, которую активно пытаются развивать российские власти, серьезным вызовом станет высокая скорость разработки, внедрения и устаревания новых продуктов. С развитием науки и предпринимательства в широком круге стран будет возрастать конкуренция. Возможности государства оказывать реальную поддержку сектору, чтобы сделать его глобально конкурентоспособным, в этих условиях будут весьма ограниченны. Основой развития становятся открытость рынков и предпринимательство. Ситуация в этой сфере, к сожалению, не улучшается, а, может быть, даже ухудшается. По данным Глобального мониторинга предпринимательства за 2009 год, Россия по уровню предпринимательской активности занимает последнее место среди стран со схожим уровнем развития и предпоследнее в мире в целом. Тем временем из бизнеса начинает выходить первое поколение предпринимателей, начинавших в конце 1980-х, а молодежь, как известно, предпочитает работу в государственных органах.
Нарушителем стабильности станет демографическая ситуация. Входит в трудоспособный возраст самое малочисленное поколение, рожденное в начале 1990-х. К этому не готовы ни армия, ни система образования. Последнюю ждет сразу несколько встрясок: после бума рождаемости середины 2000-х вырос спрос на детские сады, но вскоре он резко снизится и вновь вырастет спрос на школьное образование. Приспосабливаться к демографическим волнам придется и рынку труда.
В 2000-е в России стало модным писать стратегии, однако в реальном политическом процессе часто превалировали тактические вопросы. Во время кризиса на передний план при принятии решений вышли краткосрочные социальные последствия. Но ситуация вновь меняется, и новые тенденции до конца еще не осмыслены. Пришло время думать над новыми сценариями и новой стратегией.
Автор — директор Центра макроэкономических исследований Сбербанка России