Фургоны с рентгеновскими сканерами колесят по дорогам. Уже пора нервничать?
Борцы за неприкосновенность частной жизни морщатся уже оттого, что рентгеновские сканеры тела установлены во всех крупных аэропортах. Они еще не знают, что похожие устройства, способные видеть сквозь стены и одежду, свободно разъезжают по улицам американских (и не только) городов.
Компания American Science and Engineering (AS&E) продала 500 сканеров обратного рассеивания, установленных в небольших фургончиках. Машины, оборудованные системой AS&E, могут ехать по улице и сканировать все припаркованные машины, узнавая, что в них лежит. И хотя самый крупный заказчик компании — Министерство обороны США, отправляющее шпионские машины в Ирак и Афганистан, в компании признают, что правоохранительные органы тоже закупают их оборудование, чтобы искать бомбы в машинах на улицах американских городов. «Наш продукт — самая продающаяся система инспекции автомобилей и грузов», — говорит Джозеф Рейс, вице-президент AS&E по маркетингу.
Микроавтобусы под названием ZBV посылают в окружающее пространство узкие пучки рентгеновских лучей и улавливают те, что отражаются обратно. Поглощенные лучи означают плотные вещества вроде стали, а отраженные — менее плотные, к которым относятся, в частности, взрывчатка, наркотики и человеческие тела. AS&E, называющая ZBV своим флагманским продуктом, продала за 15 месяцев 89 машин по $850 000 — существенный источник доходов для фирмы с продажами $242 млн.
Хороший спрос может только радовать акционеров, но защитники тайны частной жизни хватаются за сердце. «Неудивительно, что государственные агентства стоят в очереди, — говорит Марк Ротенберг, исполнительный директор Электронного центра изучения прайваси (Epic), — но с точки зрения защиты частной жизни сложно представить себе более назойливую технологию». Даже аэропортовые сканеры используются обычно как крайняя мера, добавляет он.
AS&E оправдывается тем, что сканеры, установленные в ZBV, дают куда менее подробное изображение, чем сканеры в аэропортах (AS&E производит и их тоже). Компания подчеркивает, что «система не может использоваться для того, чтобы определять пол, возраст или расовую принадлежность» человека. Минобороны отказалось сообщить, какие именно его подразделения пользуются микроавтобусами ZBV. Департамент полиции Нью-Йорка признал, что пользуется технологией, но отказался сообщать детали.
А шпионские мини-вэны тем временем давно уже разъехались по всему миру. Компания, треть выручки которой обеспечивает экспорт, продавала ZBV «на все континенты, кроме Антарктиды», говорит Рейс.