Банк России опасается трогать банковскую систему, не желая выпускать скрытые проблемы наружу
Реформа финансовой системы — одна из ключевых задач, стоящих перед странами «большой двадцатки». Глобальная рецессия была запущена в результате финансового кризиса в развитых странах, поэтому вопрос о проведении комплексной финансовой реформы появился в повестке дня этой организации одним из самых первых. Сегодня новые принципы регулирования параллельно разрабатываются в рамках глобальных финансовых организаций и на национальном уровне. В первую очередь реформированием сектора занимаются развитые страны, пострадавшие от кризиса, но в этот процесс активно включаются и экономики со средним доходом, особенно пережившие свой собственный финансовый кризис.
Как члену «большой двадцатки», России тоже пора задуматься о реформе финансового регулирования. К сожалению, все разговоры на эту тему практически прекратились. Создается впечатление, что Банк России опасается трогать банковскую систему, не желая спровоцировать актуализацию скрытых проблем. Тем не менее реформы в духе тех, что проводят другие страны «большой двадцатки», России необходимы, причем значительная их часть выходит за пределы разработанной до кризиса Концепции развития Москвы как международного финансового центра.
В первую очередь необходимо создать механизмы контроля над системными рисками. Что это означает на практике?
Зависимость финансового, и особенно банковского, секторов от фондирования, привлекаемого с глобальных рынков капитала, не должна превышать критического уровня. Следует дестимулировать валютное кредитование экономических агентов, не имеющих валютной выручки.
Кроме того, необходимо расширить сферу надзора на инвестиционные банки, ПИФы и прочие финансовые компании, оказывающие значительное влияние на рынок. Должны быть созданы инструменты санирования крупных финансовых институтов, которые не участвуют в системе страхования депозитов банками. Что касается дочерних компаний иностранных банков, нужно наладить постоянную координацию действий с регуляторами из других стран, включая составление планов взаимодействия на случай кризиса. Снижению системных рисков будет способствовать модернизация систем учета и регулирования, направленная на повышение качества управления рисками в финансовых компаниях.
Если мы хотим повысить устойчивость российской финансовой системы, не обойтись без реформ, обеспечивающих углубление наших финансовых рынков. Для этого необходимо развивать рынки инструментов хеджирования рисков: валютных и процентных свопов, стандартизованных деривативов и т. п. Повышению эффективности и снижению рисков банковского сектора будет способствовать развитие рынка секьюритизации ипотечных и потребительских кредитов, а также кредитов малому бизнесу с учетом последних рекомендаций международных институтов по размерам риска, оставляемого на балансе выдавшей кредит организации. Стандартизация кредитных договоров будет стимулировать рост соответствующих типов кредитования, снижая уязвимость заемщиков перед возможными злоупотреблениями со стороны кредиторов.
Чтобы финансовая система могла выдерживать будущие кризисы, она должна состоять из сильных институтов. Необходимо создать условия для укрепления российских банков и финансовых компаний. Для этого потребуется увеличить нормативы достаточности капитала и упростить процессы слияний и поглощений, в том числе между банками, находящимися в разных регионах.
В финансовом секторе давно назрела «дебюрократизация». Она предполагает ревизию и отмену всех устаревших норм, регламентирующих операционную деятельность финансовых институтов. Вместо них следует ввести современные методы управления операционными рисками. Это снизит регулятивное бремя, избавит финансовые компании и банки от бессмысленных затрат.
Финансовая грамотность населения оставляет желать лучшего во всем мире. В России — по аналогии с мерами, вводимыми в США, — можно подумать о создании системы контроля над неэтичным поведением финансовых компаний по отношению к клиентам (вводящая в заблуждение реклама, сокрытие реальной стоимости услуг и т. д.), а также о разработке рекомендаций, а при необходимости и нормативов по этичному поведению и стандартизации некоторых видов услуг.
Наконец, государству необходимо приступить к постепенному выходу из капитала финансовых институтов. Начать следует с бирж, в дальнейшем очередь должна дойти и до банков.
Автор — директор Центра макроэкономических исследований Сбербанка России