Пролистав номера журнала Forbes за последние годы, я обнаружил в них приятную закономерность: что бы ни происходило в стране, в экономике, в мире, мы неизменно писали в июле, что именно сейчас пора начинать свой бизнес. Нет смысла изменять традиции и на этот раз. Ведь начинать свое дело действительно самое время.
Есть три основные причины, останавливающие будущих бизнесменов: плохой инвестиционный климат, зрелость рынков (все ниши уже заняты), боязнь провала. Разберем их по отдельности.
Да, климат так себе. Владимир Путин выстроил громоздкую государственную машину, опирающуюся на коррумпированную экономику. У Дмитрия Медведева не хватает сил для того, чтобы провернуть реформы, которые могли бы высвободить экономический потенциал российских и иностранных инвесторов. Будет ли так всегда? Большой вопрос. Основатель «Вымпелкома» Дмитрий Зимин как-то рассказывал, что первый большой шаг в бизнесе ему помог сделать европейский поставщик телекоммуникационного оборудования, выдавший крупный кредит без всякого обеспечения. «Драйв и вера в страну» — вот что двигало им и его партнерами в начале 1990-х, признается Зимин, добавляя, что сейчас это ощущение у многих уже пропало. Зато у тех, кто эту веру сохранил, есть шанс стартовать раньше. Когда климат улучшится (я остаюсь оптимистом), будет поздно.
Многие ниши действительно заняты. Но если бы Майкл Блумберг думал не о том, какая услуга нужна клиентам, а о том, что информационный рынок давно поделен между такими гигантами, как AP, Dow Jones и Reuters, он никогда не создал бы Bloomberg с его точными биржевыми данными и эксклюзивными новостями. Стив Джобс не вывел бы на рынок iPhone (кому нужен еще один телефон?). Алексей Костарев, чью фотографию мы вынесли на обложку, так и подрабатывал бы частным извозом в Екатеринбурге, а компанию, зарабатывающую на интернет-играх $20 млн в год, создал бы кто-то другой. Описанное экономистом Йозефом Шумпетером «созидательное разрушение», сметающее старые компании, продукты и методы ведения бизнеса, — мощная движущая сила. Именно ее и стоит использовать.
Наконец, есть статистика, показывающая, что 56% новых бизнесов прекращает свое существование в течение четырех лет (в США, данные за 1998–2002 годы). Но разве это много и разве закрытие бизнеса — это конец? Отчасти на этот вопрос отвечает лишившийся игорных салонов и казино Олег Бойко. Читайте интервью с ним в проекте «Начни свой бизнес».