Миллиарды, выделяемые государством на реконструкцию аэропортов, делят фактически без конкурсов
Часто шутят, что аэропорт Шереметьево — основное препятствие для иностранных инвестиций в Россию. Теперь аэропорты — один из главных получателей инвестиций. Правда, внутренних. На инфраструктуру гражданской авиации в ближайшие пять лет планируется потратить 1,2 трлн рублей ($40 млрд), четверть этих денег возьмут из бюджета — такие цифры содержатся в федеральной целевой программе модернизации транспортной инфраструктуры.
Аэродромы реконструируют по всей России. Большая часть средств идет на строительно-монтажные работы: реконструкцию ВПП, монтаж светосигнальных систем и инженерного оборудования и т. п. Кто получает из бюджета миллионы долларов ежегодно?
По данным ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)», крупнейший игрок этого рынка — ООО «Корпорация Инжтрансстрой», генеральным директором и совладельцем которой является Ефим Басин, бывший с 1992-го по 1999 год министром строительства России, а ранее занимавший крупные посты в строительной отрасли. Корпорация участвует в двух крупнейших стройках: реконструкции аэродрома в Сочи — к Олимпиаде, и во Владивостоке — к форуму АТЭС. По итогам прошлого года федеральный бюджет выделил на строительство и реконструкцию аэродромов 21,5 млрд рублей, из них 6,3 млрд рублей, то есть почти 30%, пришлось на холдинг экс-министра.
Второе место с 15,5% занимает компания «МДС-Груп», которая, судя по данным информационной системы СПАРК, подконтрольна генеральному директору Сергею Солодовникову. Журнал The New Times и несколько региональных СМИ предполагали, что существует связь между компанией и бывшим губернатором Тюменской области, а ныне вице-премьером Сергеем Собяниным, но Солодовников это категорически отрицает: «Связь только в том, что Собянин был губернатором области. Я еще до прихода в Тюмень сделал аэродромы Нефтеюганска и Омска». В прошлом году «МДС-Груп» работала одновременно в восьми аэропортах — большего количества объектов не было ни у кого, оборот компании около 16 млрд рублей.
Как определяют подрядчиков? В соответствии с Законом о закупках их выбирают на конкурсах Федерального агентства воздушного транспорта. Однако, судя по данным сайта госзакупок, из 33 проведенных Росавиацией конкурсов в семнадцати заявку подавал единственный участник, который и получал контракт. Еще к двум конкурсная комиссия допустила единственную компанию.
Более или менее состязательными были 14 конкурсов, причем преимущественно на небольшие суммы — до 300 млн рублей. Подряд на реконструкцию аэропорта Владивостока (7,5 млрд) и Сочи (2,5 млрд) гарантированно могло выиграть только ООО «Корпорация Инжтрансстрой» Ефима Басина — соперников у него не было. «У меня в Сочи ни одной базы нет, а у «Инж-трансстроя» — и базы, и объекты, — объясняет Солодовников. — Я в любом случае буду неконкурентен». Но есть и другое объяснение.
«Тендерная процедура ставит всех участников процесса в четкие рамки при одинаковых начальных условиях, — говорит Михаил Леонтьев, генеральный директор еще одного «Инжтрансстроя», строительной компании, входящей в холдинг «Трансстрой» Олега Дерипаски. — А вот начальные условия и позволяют выйти на конкурс единственному претенденту. Заказчики, стремясь сузить количество участников тендера, ставят ограничения в условиях подачи конкурсной документации, что приводит к «передергиванию условий». Примеры? Вскрытие конвертов на прошлогоднем конкурсе по реконструкции аэродрома во Владивостоке (бюджет 7,5 млрд рублей) состоялось 6 ноября, причем, судя по конкурсной документации, работы нужно было выполнить до конца года. «В ноябре вести работы уже практически невозможно», — негодует один из участников рынка. Анатолий Гусев, пресс-секретарь «Корпорации Инжтрансстрой», выигравшей конкурс по Владивостоку, отказался от комментариев. Запрос, отправленный Forbes в Росавиацию, остался без ответа.