К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Всюду безвкусные, малоинтересные объекты»

«Всюду безвкусные, малоинтересные объекты»
Архитектор Борис Левянт, автор многих московских зданий, ищет причины упадка современного российского градостроительства

Архитектурное бюро Бориса Левянта ABD Architects существует с 1991 года и специализируется на проектировании коммерческих объектов. В его портфолио многофункциональный комплекс «Метрополис», торговые центры «Европарк» и «Пятая авеню», бизнес-центры «Белая площадь» напротив Белорусского вокзала и знаменитая «Мерседес Бенц-Плаза» на Ленинградском шоссе. В интервью Forbes Борис Левянт говорит о конфликте в Кадашах, о том, как кризис повлиял на его работу и как скажется на ней новый Генплан. И главное — о том, почему архитектурный пейзаж современной России такой удручающий.

— Вы согласны, что кризис спас Москву от многих неоднозначных проектов?

— То, чему суждено возникнуть, все равно возникнет. Другое дело, что раньше было много пены: гигантских, неразумных, не имеющих коммерческой идеи проектов, которые и в кризис, и до кризиса невозможно было бы реализовать. Они вызывали вполне естественный испуг, и одно из преимуществ кризиса — то, что он этот пыл несколько остудил. Другое дело, что строительный маятник, который на Западе колеблется на 5-10-15 градусов, у нас раскачивается на все 180. То все, как сумасшедшие, начинают строить, проектировать, городить вопреки здравому смыслу, невзирая ни на какие трудности. То вдруг маятник качнулся в другую сторону — и остановилось вообще все, в том числе и разумные проекты. Земля полностью обесценилась.

 

— По каким заказам кризис ударил сильнее всего? Спрос на проектирование каких объектов оказался самым устойчивым?

— Достаточно активно продавались готовые здания, поэтому жив рынок услуг в области проектирования интерьеров. Из-за кризиса стоимость этих услуг существенно упала, к сожалению, но работы даже стало больше. Здесь мы загружены вполне нормально. А проектирование зданий, сооружений, многофункциональных комплексов практически остановилось. Есть какая-то активность на юге, в Сочи, но в Москве активности нет, Москомархитектура стоит такая гулкая, пустая…

 

— Приходилось ли вам в кризис сокращать персонал?

— Да. Сократили порядка 13%.

— Появились ли в кризис какие-то новые девелоперские компании? Жалеете ли вы о ком-то, кто ушел с рынка?

 

— Ничего нового не появилось. Кто был, те и остались. Кто-то оставил нишу коммерческой недвижимости и переключился на жилье. Происходит перераспределение объектов недвижимости, земельных участков. Очень многое досталось банкам в виде залогов по кредитам. И банки, честно говоря, ничего с этим толком не делают. Для них стало шоком, что активы, под залог которых они давали кредиты, сейчас ничего не стоят. Нужно увеличивать стоимость этих активов, значит, надо с ними работать, заниматься ими. Но во многих банках не было экспертных групп по недвижимости, девелоперских подразделений. Поэтому банки пока в ступоре.

— Смогут ли Сочи и Владивосток в ближайшее время составить конкуренцию Москве и Петербургу в архитектурном плане?

— Я был бы рад, если бы интересные здания появлялись везде. Но к сожалению, на таких стройках основной критерий — цена, которую определяет госзаказчик. И это влияет на выбор проектировщиков, подрядчиков. Там, где дешевле, обычно не бывает лучше.

— Назовите ваши самые любимые здания, районы, просто места в Москве или другом российском городе.

— Мне в Москве нравились здания 1970-х годов. Гостиница «Мир», например, которая сразу за мэрией Москвы, неподалеку от Белого дома. Есть еще несколько красивых. Но конструктивизм, к сожалению, в полном упадке. В России тоже где-то есть остатки былой роскоши. Но вообще ситуация удручающая. Всюду безвкусные, малоинтересные объекты. Видно, что у людей нет никакого драйва и стремления: ни у заказчиков, ни у города, ни у общества. Архитектура является первым и самым четким отражением основных процессов, которые происходят в обществе. Причем капитальным отражением, которое надолго остается.

 

— Над какими проектами сейчас работаете?

— Реконструкция и создание спортивной арены на базе стадиона «Динамо». Это международный конкурс, результаты будут в июне. Была очень интересная работа. Это памятник архитектуры, на участке нужно разместить стадион на 40 000 человек и спортивную арену на 10 000. Решить массу проблем, связанных с автостоянками, сохранением парка, чтобы на его месте не образовались вытоптанные поля.

— На чьей вы стороне в конфликте между застройщиком и защитниками района московских Кадашей?

— Надо выяснить, что там происходит, проведены ли все необходимые исследования, археологические, реставрационные работы. Согласован ли проект. Если все законно, то что ж, город живой, реконструировать город и часть исторической среды, безусловно, нужно, весь вопрос в том, как это делать. Если это делается без хамства, не наскоком, то, я считаю, такая реконструкция имеет право на существование.

 

— Что думаете о московском Генплане?

— Противоречивый документ. Зачастую разделы не скоординированы между собой с точки зрения транспорта, развития и функционального назначения. Но все-таки то, что его приняли, — это скорее хорошо. Появился хоть какой-то документ, регламентирующий строительство в городе.

Следом будут приняты правила землепользования и застройки, о необходимости которых профессиональное сообщество говорит уже 30 лет. Это те самые регламенты, которые позволяют проектировщику и застройщику работать с земельным участком. У участка есть определенные высотные, функциональные параметры. Если проектировщик сделал проект, который вписался во все нормы, то ни один чиновник уже не сможет ему помешать, а если попробует, можно будет с полным основанием идти в суд. А сейчас в суд обращаться бессмысленно, потому что нет никаких критериев, сплошная вкусовщина и «взаимодействие знакомых». Многие критикуют Генплан за то, что он позволит бесконтрольно застраивать город, но сейчас-то разве все происходит иначе?

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+