Ученые-ядерщики из Подмосковья придумали, как облегчить жизнь миллионам диабетиков. Поверят ли в идею инвесторы?
Взятие крови даже из пальца — довольно болезненная процедура, которую никто не любит. Но в этот раз все по-иному. Я прикладываю руку к небольшому прибору размером с ранние модели iPod. Щелчок! На подушечке безымянного пальца появляется капля крови. Боли я почти не почувствовал. Вице-президент компании «Инженерный центр новых технологий» (ИЦНТ) Екатерина Савчук уже деловито отправляет тестовую полоску с пробой крови внутрь устройства — опытной модели персонального глюкометра, прибора для измерения уровня сахара в крови. Этот глюкометр отличается от миллионов продающихся в аптеках тем, что прокалывает палец не иглой, а тонким лучом миниатюрного лазера.
Глюкометр с непростым названием LGM701B — совместная разработка корейской компании по производству медицинского оборудования ISOtech и расположенного в подмосковном Троицке ИЦНТ. Корейцы взяли систему измерения уровня сахара в крови у одной из множества фирм-разработчиков глюкометров, а вот прокалывающий кожу лазер — троицкий. Его спроектировал отец Екатерины Савчук Валерий Полушкин, а выпускает лазеры фирма, принадлежащая им обоим. «Излучатель использует кристалл иттрий-алюминиевого граната, легированного ионами эрбия с длиной волны излучения в 2,94 микрона», — стараясь, чтобы звучало хотя бы немного понятно, объясняет Екатерина Савчук. На диапазон 2,8–3 микрона приходится коэффициент максимального поглощения света водой. Биологические ткани человека состоят из воды на 80–85%, так что, несмотря на совсем небольшие размер и мощность, лазер Полушкина мгновенно испаряет ткани, проделывая в коже микроскопическое отверстие. Екатерина Савчук показывает мне выращенный в ИЦНТ кристалл нежно-гранатового цвета и уже отшлифованные тонкие цилиндры толщиной со стержень шариковой ручки — элементы будущих излучателей.
Отец Екатерины основал «Инженерный центр новых технологий» в 1990 году, работая в Институте ядерных исследований РАН в Троицке — 32-летний ученый занимался исследованием твердотельных лазеров. Первые спроектированные им медицинские лазерные перфораторы для коммерческого использования с длиной волны 2,87 микрона были сделаны именно на кристаллах. Но серийного производства наладить не удалось: в число нескольких экзотических элементов таблицы Менделеева, необходимых для изготовления кристаллов излучателя, входил скандий — редкий металл, близкий по цене к золоту, любые операции с ним требуют специального учета.
К 1993 году молодой ученый стал использовать более дешевые кристаллы ИАГ:Er и в 1998 году наладил мелкосерийное производство перфораторов «Эрмед-303» — видом и размерами приборы напоминали настольный микроскоп. Первых покупателей нашли в Китае, а в 2003–2004 годах около 6000 перфораторов на базе лазерных излучателей ИЦНТ выпустила и продала американская компания-изготовитель медтехники Cell Robotics. Первые устройства для американского рынка стоили $2000, потом цена снизилась до $500–600. Покупателями выступали медицинские учреждения, но впоследствии Cell Robotics прекратила существование.
Последняя разработка Полушкина (он возглавляет в компании производственное направление, в то время как его дочь — коммерческое) — устройство совсем небольшого размера, в которое помимо лазерного перфоратора удалось встроить еще и глюкометр — готовый тестер уровня сахара в крови. При серийном производстве, рассчитывают в ИЦНТ, цена устройства составит 5000 рублей. Индивидуальные тестовые наборы для диабетиков в аптеках стоят около 2000 рублей, но в год больные могут потратить на иглы для этих наборов до 4000 рублей (большинство, правда, используют иглы по нескольку раз).
В 2007 году в России было зарегистрировано 2,2 млн больных диабетом, а численность незарегистрированных больных, по данным ВОЗ, может доходить до 9 млн. Несколько раз в день им необходимо измерять уровень сахара в крови, чтобы правильно рассчитать параметры инъекции инсулина. По оценке Frost & Sullivan, объем мирового рынка средств самоконтроля для диабетиков в 2010 году составил $10,1 млрд. В России, по оценке ИЦНТ, их продажи могут составить около $170 млн в год.
Первым лазерным перфоратором на рынке США был Lasette от Cell Robotics с российским лазерным излучателем, и с тех пор аналогичных устройств не появилось, говорит бывший директор по технологиям этой компании Дэвид Костелло, занимающий сейчас аналогичную должность в технологическом стартапе Senpex. Изобретения, которые уменьшают болевые ощущения при взятии материала для анализов и устраняют риск заразиться ВИЧ или гепатитом из-за повторного использования игл (проблема, распространенная в развивающихся странах), имеют хорошие перспективы, считает менеджер по продажам и маркетингу российского офиса американской компании Abbott Diabetes Care Константин Пекарский.
Изобретатель Валерий Полушкин рассказывает, что до сих пор «Инженерный центр новых технологий» рос за счет собственных средств, продавая конструкцию перфораторов и, самое главное, кристаллы для них американским и китайским партнерам. Годовой оборот компании при этом составлял, по его словам, несколько сотен тысяч долларов. Сейчас ИЦНТ, в котором работает всего 18 сотрудников, выпускает до 1000 кристаллов для лазерных излучателей в месяц.
Этим летом ИЦНТ начал переговоры о продаже части бизнеса «Роснано». Екатерина Савчук утверждает, что ИЦНТ рассчитывает получить около $20 млн, что позволит расширить производство до 100 000 кристаллов в год — с такими объемами можно рассчитывать на 20% российского рынка персональных глюкометров. По словам Руслана Титова, управляющего директора компании «Русские технопарки», готовившей по заказу ИЦНТ проект для представления в «Роснано», это редкий случай, когда «российская компания не отдает ноу-хау за рубеж за бесценок, а создает производство и сама зарабатывает большую часть добавленной стоимости». А управляющий партнер инвестиционного бутика ValueTech Advisers и член инвестиционного комитета «Роснано» Алексей Гостомельский рассчитывает, что можно будет не только использовать лазерные перфораторы в глюкометрах, но и создать на их базе портативный прибор для диагностики состояния здоровья, по сути — мобильную лабораторию.
По словам Гостомельского, он ведет переговоры с несколькими потенциальными соинвесторами и сам изучает возможность стать акционером этого проекта.
Подводные камни? Возможно, вскоре уколы вообще станут не нужны для определения уровня сахара в крови, предупреждает заместитель директора департамента по развитию бизнеса сети лабораторий «Инвитро» Василий Юрасов. Рынок, по его словам, ожидает появление неинвазивных глюкометров, которые будут определять уровень сахара по разности потенциалов двух контактов, приложенных к коже. Но этой идее уже 15 лет. Екатерина Савчук сомневается, что такие приборы когда-нибудь появятся на рынке. Время для налаживания масштабного производства приборов «Инженерного центра новых технологий» еще есть, уверяет она.