К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

История игрушек


Военная техника Константина Кривенко пользуется спросом на Западе. Правда, только у коллекционеров

Грузовик российского производства продается лучше, чем японские аналоги. Автопром поднимается с колен? Скорее мини-автопром: предприниматель Константин Кривенко, владелец московской компании «Звезда», раньше японских конкурентов из фирмы Tamiya выпустил модель тяжелого немецкого грузовика времен Второй мировой. «Грузовик стал хитом», — гордится Кривенко. «Он был точно сделан и стоил недорого», — хвалит автомобильчик «Звезды» Харольд Миллер, главный редактор американского отраслевого журнала Model Retailer, объединяющего игроков индустрии сборных моделей.

Продукцию «Звезды» хорошо знают как российские, так и западные любители своими руками склеивать пластмассовые модели танков, самолетов и прочей техники. Выпускает компания и настольные игры. Выручка фирмы в прошлом году составила около $10 млн, четверть продаж приходится на заграницу. Одна из самых популярных у коллекционеров моделей — личный самолет Сталина, дальний бомбардировщик Пе-8. Кроме самолета в набор входят реалистичные фигурки Сталина, Берии и Молотова.

«Звезда» — старейший производитель моделей в России. Заработав первоначальный капитал на изготовлении пластмассового ширпотреба, Кривенко в 1993 году купил захиревшую фабрику игрушек в подмосковной Лобне, где в советские времена делали лупоглазых пупсов и пластмассовые телефоны. Идея нового бизнеса выросла из детского увлечения Кривенко. Во время учебы в «Бауманке» он изучал военную гусеничную технику, так что первые миниатюрные модели танков и бронетранспортеров оказались вполне достоверными.

 

В неказистых цехах «Звезды» по-прежнему витает дух советской эпохи. На стенах — красные вымпелы, портрет Высоцкого, над проходной — табличка «Спасибо за труд!». Даже обнаженные девушки на стенах в цеху выглядят вполне пристойно: это журнальные постеры двадцатилетней давности. В конструкторском бюро компании обстановка более строгая: столы уставлены макетами небольших самолетиков и танков, дизайнеры на компьютере рисуют модель советского штурмовика. Пользуются они при этом оригинальными чертежами — все модели отечественной техники производятся по лицензии ведущих производителей. Кривенко не говорит, во что это обходится, но обычно роялти составляют 2–12%.

Пресс-формы для изготовления деталей используют собственные: они в разы дешевле покупных. А большинство станков — немецкие. Сырье для изготовления моделей «Звезда» покупает у немецкой BASF: качество отечественных материалов предпринимателя не устраивает. Упаковку до кризиса делали в Белоруссии из шведского картона, но сейчас Кривенко нашел производителей в России. За счет сокращения расходов ему удалось создать бюджетный аналог популярной настольной игры «Эпоха битв» — себестоимость снизилась на 40%. А вот самую расходную свою статью — зарплаты сотрудникам — он не сокращал и ни одного из 200 человек не уволил: новых специалистов потом пришлось бы долго готовить.

 

По данным исследовательской компании «Комкон», 40% опрошенных россиян стали экономить на игрушках. Но Кривенко спокоен, как танк, который выпускает «Звезда». За первое полугодие 2009 года рублевая выручка фирмы выросла на 37%. А валютная перекрывает кредиты: экспорт с начала года увеличился на 18%.

На Западе продукция «Звезды» появилась в 1990-е годы: Кривенко договорился о сотрудничестве с итальянской компанией Italeri, заинтересованной в продвижении своих игрушек в России. Это сотрудничество продолжается до сих пор. «У «Звезды» очень удачная продукция: особой популярностью пользуются самолеты, корабли, подводные лодки. У них также большой выбор солдатиков», — рассказывает Лука Чиверри, директор по производству Italeri.

На самом крупном рынке, в США, продукция «Звезды» тоже известна. Тягаться с лидером американского рынка, компанией Revell с годовым оборотом в $80 млн, Кривенко не может. Но американцы охотно приобретают популярные российские модели (например, вертолет Ми-8) и продают их под своей маркой. Логотип «Звезды» на коробках отсутствует, но для предпринимателя это единственный шанс попасть в американские торговые сети. Кстати, изделия «Звезды» под маркой Revell можно найти и в российских магазинах.

 

Но Кривенко утер нос партнеру-конкуренту. Он долго добивался от компании Boeing лицензии на производство модели Boeing 787 Dreamliner. Авиационный гигант предложил начать с более старой модели Boeing 767-300. «После чего нам дали лицензию без вопросов», — говорит Кривенко. Сборную модель Dreamliner компания планирует запустить в серию в ноябре. Недавно авторитетный американский журнал Fine Scale Modeler, популярный среди коллекционеров-любителей, оценил работу «Звезды», назвав ее «прекрасной».

Некоторые модели самолетов «Звезды» сейчас на 50% дешевле своих зарубежных конкурентов. Кривенко старается конкурировать с иностранцами и за счет быстрого обновления ассортимента: за девять месяцев этого года «Звезда» выпустила 30 новых моделей миниатюрной техники. Времени на хобби, сборку моделей, у Кривенко почти не остается: «Я начал собирать наш грузовик, но времени нет. Пока собрал только наполовину», — вздыхает предприниматель.

Уходящая натура

Людей, увлекающихся сборкой моделей, в мире становится все меньше. По данным американского журнала Model Retailer, объем мирового рынка сборных моделей составляет $50–80 млн, половина продаж приходится на США. Если в России модели кропотливо собирают, склеивают и красят в основном подростки, то в США производители сборных моделей борются за весьма капризную аудиторию. «Большинство покупателей — мужчины 50–55 лет, которые могут потратить на свое увлечение несколько сотен долларов в год», — рассказывает главный редактор журнала Fine Scale Modeler Мэт Оушер. Аудитория, по его словам, не растет, а постепенно сокращается, хотя модели становятся качественнее. «Проблема, как вовлечь людей в это хобби», — отмечает Харольд Миллер из отраслевого журнала Model Retailer. Сам он собирает каждую вышедшую на рынок модель. Крупнейший производитель моделей для сборки — американская компания Revell. Сильны и позиции китайских компаний Dragon и Trumpeter. Но китайские танки, например, в два раза дороже, чем танки «Звезды»: их цена доходит до $100.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+