«ВИМ-Авиа» летает в Иране
В этом году пассажиры иранской авиакомпании EramAir наслаждаются непривычным комфортом. Вместо пожилых советских Ту-154 на внутренних рейсах летают свежие Boeing 757 в раскраске российской «ВИМ-Авиа».
По итогам 2008 года объемы перевозок «ВИМ-Авиа» сократились на 25%, в первые месяцы 2009 года ситуация ухудшилась, компания стала задерживать зарплаты летчикам. Тут-то и подвернулись иранцы. EramAir получила от российского авиаперевозчика четыре Boeing 757. Два из них летали с российскими экипажами и уже вернулись в Россию, два остаются в парке EramAir. Иранская сделка помогла «ВИМ-Авиа» пережить самые тяжелые месяцы, но тактический выигрыш может дорого обойтись компании.
Законодательство США запрещает американским фирмам поставлять в Иран авиатехнику, запчасти и осуществлять там сервисное обслуживание. «Boeing выполняет все обязательства по соблюдению законодательства США по контролю за экспортом. Мы направим запрос в авиакомпанию «ВИМ-Авиа» с целью получить подробную информацию по данному вопросу», — сказал Forbes директор по связям с общественностью компании Boeing Russia Дмитрий Хрол. «ВИМ-Авиа» покупала свои самолеты на вторичном рынке, но их необходимо обслуживать и проводить плановые ремонты. «У Boeing могут начаться проблемы, если он будет поставлять «ВИМ-Авиа» запчасти. Для Министерства торговли США эти поставки будут автоматически считаться торговлей с Ираном», — считает Джон Пайк, директор американской исследовательской организации GlobalSecurity.
После введения санкций США против Ирана Lufthansa и Air France по просьбе американцев разорвали контракты на обслуживание самолетов из Ирана. Несколько ремонтировавшихся авиадвигателей даже отослали назад иранцам в разобранном состоянии. Насколько серьезно оценивает свои риски «ВИМ-Авиа»? Ее представитель отказался отвечать на вопросы об Иране, уточнив лишь, что самолеты в Иран отправляла не сама «ВИМ-Авиа», а принадлежащая ей на 100% «Эйр Башкортостан».