Чтобы наладить хороший бизнес, необязательно «покупать участок границы» или нефтяное месторождение. Необязательно даже изобретать что-то новое — достаточно подойти с умом к тому, что уже есть.
Есть, к примеру, созданные в Советском Союзе самолеты, грузовики и военная техника. И есть небольшая московская компания «Звезда», которая с 1990-х годов производит их игрушечные модели (см. стр. 58). Выручка предприятия составила в прошлом году $10 млн, существенная часть продукции ушла на экспорт — коллекционеры всего мира ценят качество моделей «Звезды» и их соответствие прототипам. Чем не история успеха?
Или был советский препарат «Арбидол», обладающий противовирусными свойствами. В 2000 году его купила компания «Мастерлек». Новые собственники подняли цену, провели рекламную кампанию, превратив «Арбидол» в аптечный хит, а затем продали вместе с остальными лекарствами из своего портфеля компании «Фармстандарт» за $149 млн. Много? Да, но «Фармстандарт», присоединивший к себе «Мастерлек», уже через несколько месяцев провел публичное размещение акций — рынок оценил компанию в $2,2 млрд, владельцы выручили от продажи акций $880 млн. Собственники «Фармстандарта», по всей видимости, обладают сильным административным ресурсом, помогающим компании встраиваться в государственные программы и вести конкурентную борьбу (об этом читайте в статье на стр. 188). Но одно из слагаемых их успеха — именно то, о чем я написал выше: берите лучшие образцы того, что уже есть, и извлекайте из этого выгоду.
Наконец, еще один пример из этого номера Forbes. Руководство Татарского академического государственного театра оперы и балета много лет назад рассудило: репертуар должен состоять из проверенной годами классики, а на главные роли имеет смысл приглашать лучших исполнителей из Москвы, Петербурга, Киева и других городов. Это выгоднее, чем содержать собственный большой штат, да и зрители охотнее идут на спектакли со звездами. Казанский пример уникален — ни один крупный оперный театр в России не работает по такой схеме, хотя она широко распространена в Европе. И зря: если система себя оправдала, то нужно смело ее использовать. Получится хороший бизнес.