Америка ведет наступление на традиционные офшоры? На сцену выходят новые — например, малайзийский остров Лабуан
Для традиционных налоговых гаваней наступили непростые времена. Правительство США прижимает Швейцарию, чтобы заставить UBS выдать информацию о 52 000 американцев, подозреваемых в уклонении от уплаты налогов. Администрация Барака Обамы продвигает законопроект, направленный против корпораций, чьи доходы оседают в офшорах вроде Каймановых островов. Однако для Лабуана это удачная пора.
Федеральная территория Лабуан (население 84 000 человек) расположена в Малайском архипелаге в восьми километрах от Борнео. Остров, окруженный нетронутыми коралловыми рифами и привлекающий дайверов затонувшими неподалеку кораблями, стал офшорной зоной в 1990 году. Но крупные корпорации заметили его лишь в 2002-м после серии презентаций, проведенных властями острова в Китае и Гонконге. Малайзия начинала играть ведущую роль в распространении сукуков (облигаций, выпускаемых по законам шариата), и Лабуан стал воротами для исламских фондов, инвестирующих в Азию. Тогда на Лабуан пришли и первые западные компании.
В прошлом году на Лабуане зарегистрировалось 6868 компаний из 85 стран, тогда как десять лет назад было зарегистрировано 2211 компаний. Этой весной лондонская организация Tax Justice Network, пытающаяся положить конец процветанию налоговых гаваней, проанализировала работу дочерних фирм 195 крупных публичных компаний из США, Великобритании, Нидерландов и Франции. На Лабуане были зарегистрированы 104 дочерние фирмы, принадлежащие этим транснациональным компаниям. Это означает, что всего за несколько лет Лабуан обогнал Панаму (85 дочерних структур) и остров Мэн (94) и приближается к Гернси (122) и Багамам (143). Исследование включало результаты анализа таких корпораций, как Kraft и Procter & Gamble, проведенного Управлением государственной ответственности США.
Лабуан не берет налоги с офшорных холдинговых компаний и затрудняет любопытным иностранным властям доступ к информации о бизнесе, который ведется в архипелаге. В апреле Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) назвала малайзийский Лабуан налоговой гаванью, которая «отказывается от сотрудничества». Сразу после этого Малайзия согласилась сотрудничать в сфере поимки преступников и налоговых мошенников и была исключена из черного списка ОЭСР.
Но даже эти изменения не приведут к тому, что проникнуть в банковскую тайну на Лабуане станет легче. По условиям ОЭСР для выдачи информации о клиенте должны быть представлены весомые доказательства его вины. Ричард Мерфи, директор агентства Tax Research и автор исследования «Налоговая справедливость», считает, что «ОЭСР создает структуру, которая не окажет практического влияния на функционирование офшоров».
И действительно, когда Лабуан и Малайзия согласились сотрудничать с ОЭСР, Лабуан стал еще более привлекательным. Холдинговыми компаниями Лабуана теперь можно управлять из Куала-Лумпура, физическое присутствие на далеком острове не требуется.
Популярность Лабуана, по мнению Александра Алексеева, управляющего партнера консалтинговой компании GSL Law & Consulting, связана еще и с тем, что он идеально подходит для крупных международных компаний, осваивающих рынки Юго-Восточной Азии. Лабуан для этого региона играет ту же роль, что Кипр для Европы и России. Малайзия имеет соглашения об избежании двойного налогообложения с 63 странами.
Директор московского офиса компании Tax Consulting U.K. Эдуард Савуляк говорит, что популярность офшоров — это в том числе дань моде или устоявшимся традициям. Например, поскольку американские компании исторически работали с Кайманами и Сейшелами, все, кто вел бизнес с США, регистрировали фирмы именно в этих офшорах.
До России, уверены консультанты, мода на регистрацию офшоров в Малайзии если и докатится, то нескоро. На Лабуане, по словам Алексеева, существуют обязательства по ведению бухгалтерского учета, прохождению ежегодного аудита, оплате корпоративного налога по ставке 3%. На Британских Виргинских островах таких требований нет. Поэтому россияне и предпочитают BVI (там зарегистрировано больше половины всех мировых офшоров), Белиз, Панаму и Сейшелы. То, что теперь Сейшелы или Каймановы острова по требованию стран — членов ОЭСР с большей вероятностью могут раскрыть информацию о владельцах компаний, россиян пока тоже может не волновать: Россия не так настойчиво добивается раскрытия информации офшорами, да и в ОЭСР не входит.
Впрочем, в будущем, говорит Алексеев, все может измениться. Европа и Америка будут и дальше добиваться прозрачности от офшорных зон. Эффективно противостоять этому смогут некоторые азиатские страны и некоторые государства мусульманского мира, считает эксперт. Малайзия, где официальной религией является ислам, вполне подходит для хранения налоговых секретов.
При участии Павла Миледина