К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Беспроцентные инвестиции


Арабские страны распирает от денег? Американские и европейские банки 
готовы найти им применение в соответствии с законами шариата

Правоверному мусульмани-ну нельзя вкладывать деньги в компанию, торгующую алкоголем или свининой. Коран запрещает жить на проценты и выплачивать их, так что обычная ипотека тоже исключается. Нельзя инвестировать в проекты, финансируемые за счет заемного капитала, использовать деривативы и хедж-фонды. Одним словом, довольно трудно быть участником современных экономических отношений и в то же время соблюдать законы шариата.
    Трудно, но возможно. Можно даже нанять консультанта, который будет следить за тем, чтобы ваши финансовые сделки не нарушали волю Аллаха. Это приведет к большей путанице и увеличению бумажной работы, но может принести не меньший доход, чем традиционные сделки.
    По данным агентства Moody’s, существующие сейчас схемы инвестиций по законам шариата могут «переварить» $800 млрд. UBS, HSBC, Barclays, Deutsche Bank, Standard Chartered, AIG, Lloyds TSB, Morgan Stanley и Swiss Re — вот далеко не полный список финансовых компаний, предлагающих сегодня продукты, которые отвечают законам шариата.
    Чтобы заставить работать деньги, не нарушая запрета на ростовщичество, понадобится выдумка. Допустим, хедж-фонды недоступны мусульманину из-за того, что могут инвестировать в любые активы и играть на заемные средства. Но можно купить бумаги, доходы по которым привязаны к индексу хеджевых фондов. Именно такой продукт был представлен в июне Dubai Islamic Bank, Deutsche Bank и Goldman Sachs Asset Management (минимальная сумма вложений — $10 000). «Курс бумаг привязан к индексу, и деньги никогда не пойдут напрямую в какой-либо хедж-фонд», — поясняет глава инвестиционного отдела Dubai Islamic Bank Навид Ахмад.
    Ведущие инвестиционные банки полагаются на экспертизу примерно 20 специалистов по шариату, которые проверяют финансовые инструменты на соответствие букве Корана и учению Пророка. Каждый из этих уважаемых богословов может заседать в 40–50 шариатских наблюдательных советах при банках, зарабатывая в каждом по $20 000–30 000 в год.
    Шейх Юсуф Талал ДеЛоренцо — один из таких специалистов, его офис находится в пригороде Вашингтона. Себя он называет «адвокатом» мусульман, покупающих инвестиционные инструменты. Он предостерегает единоверцев из арабских стран от использования схем, которые позволяют «заворачивать в красивую обертку» инвестиции, не отвечающие законам шариата, вместо того чтобы привести их в соответствие с ними. Юсуф, например, скептически относится к привязанным к индексу хедж-фондов бумагам Dubai Islamic Bank. (У него есть свое предложение — см. «Ухищрения для мусульман».) Впрочем, консультировавший банк другой специалист по исламу, Хусейн Хамед Хасан, дал добро на этот инструмент.
    В июне саудовский принц Мишал бин Абдулла бин Турки аль-Сауд совместно с одним из крупнейших банков США Bear Stearns открыл управляющую компанию, чтобы обслуживать богатые саудовские семьи. Как объясняет Эрик Мейер, основатель компании Shariah Capital, все западные финансовые учреждения горят желанием облегчить страдания Востока, у которого «запор ликвидности».
    Тем временем Махмуд Амин Эль-Гамал, специалист по финансам мусульманских стран Университета Райса в Хьюстоне, считает, что компании зачастую продают наивным религиозным людям продукты по завышенной стоимости. «Искушенные инвесторы и хорошо разбирающиеся в религии люди увидят обман. Остаются те доверчивые, кто не понимает структуры продукта, — рассуждает Эль-Гамал. — Думаете, достаточно заплатить $500 юридической фирме или специалисту по вопросам религии? Я так не считаю. Лучше пожертвуйте эти деньги на благотворительность». У Шейха Юсуфа противоположная точка зрения: «Значительная часть продуктов в этой области предназначена богатым клиентам, которые представляют самую просвещенную прослойку мусульман».
    Как мусульманину взять ипотечный кредит? «Главное отличие кредитной сделки по законам шариата от обыкновенной финансовой операции заключается в том, что обе стороны занимают активные позиции в сделке», — говорит шейх. Банк, помогающий вам купить дом, вовсе не дает вам деньги в долг. Вы покупаете дом вместе.
    Американская компания Guidance Financial Group вступает с покупателем дома в партнерские отношения. Сделка носит название «мушарака» — создание совместного предприятия с целью получения прибыли. Постепенно владелец дома выкупает все большую долю в партнерстве, пока окончательно не расплатится с Guidance и не вступит в полное владение домом. А чикагский Devon Bank совершает сделки под названием «мурахаба». Банк покупает дом, а затем продает покупателю по более высокой цене в рассрочку. И даже если эта сумма рассчитана на основе ипотечной ставки, самой выплаты процентов в данном случае технически не происходит. «Мы берем больше за оформление, поскольку оно в данном случае отличается от стандартного пакета документов при кредитовании. Но общий подход к ценообразованию в сделках с мусульманами абсолютно такой же, как в обыкновенных договорах кредитования», — говорит вице-президент банка Дэвид Лаунди. Другими словами, процентная ставка такая же, но общая сумма обычно на несколько сотен долларов выше.
    Привлечь деньги на финансирование бизнеса по законам шариата компания может с помощью «сукук» — исламских облигаций. Инвестор, владеющий такими бумагами, технически не получает процентов, но имеет права на часть прибыли компании. Придуманные в 1990-е годы малазийскими предприимчивыми инвесторами, которым надо было привлечь $30 млн для подразделения Shell, «сукуки» превратились в огромный сегмент рынка. Объем их выпусков в 2006 году достиг $70 млрд. Министерство финансов Великобритании сегодня пересматривает законодательство, чтобы Лондон смог стать лидером в развитии вторичного рынка этих облигаций. Проблема в том, чтобы определить, какие законы и как применять при банкротстве таких заемщиков, если облигации выпускаются в Великобритании, а активы компании находятся в странах Персидского залива. То же Moody’s, к примеру, относит большинство подобных выпусков к категории необеспеченных кредитов.
    Изменения в законодательстве становятся актуальными и для других стран. В прошлом году занимающаяся спекуляциями нефтью и газом фирма East Cameron Partners стала первой компанией США, выпустившей облигации по законам шариата. В 1992-м она начала разработку нефтяных скважин в Мексиканском заливе, проект был профинансирован австралийским банком Macquaire, который получил 50% акций. Через 14 лет East Cameron Partners захотела выкупить эту долю, но все финансисты в США предлагали одну схему — сочетание долгового финансирования и прямых инвестиций. В результате East Cameron Partners обратилась к исламским финансистам.
    За дело взялся Ибрагим Мардам-Бей, ныне глава компании Siraj Capital, а тогда консультант ливанского инвестиционного банка BSEC, специализировавшегося на сделках, отвечающих законам шариата. Мардам-Бей и несколько юристов из Дубая зарегистрировали компанию с ограниченной ответственностью (аналог ООО), которая стала собственником скважин. Бенефициар ООО — фонд с Каймановых островов — разместил «сукуки» на $166 млн. Одну половину выпуска скупили исламские инвесторы, другую — хедж-фонды.

Ухищрения для мусульман

Акции компании Эрика Мейера Shariah Capital со штаб-квартирой в США котируются на бирже в Лондоне. Мейер построил систему, которая, по его словам, скоро породит множество хедж-фондов, полностью соответствующих букве Корана. Его фирма не будет управлять этими фондами. Она будет зарабатывать на консультировании портфельных менеджеров.

Это трудная задача. Учение Пророка запрещает платить проценты, поэтому обычные трюки фондов типа коротких позиций и деривативов (а все это так или иначе связано с выплатой процентов) не проходят. Но Мейер и отвечающий в его компании за соответствие законам шариата шейх Юсуф Талал ДеЛоренцо утверждают, что смогли решить эту задачу. Они вместе с несколькими светскими юристами разработали систему, которая включает программное обеспечение для торговли акциями. Например, есть фильтры, отсеивающие акции компаний, не отвечающих законам шариата. И самое главное: такие фонды получают фетвы, сертифицирующие их на соответствие законам шариата.

 

Так как же они обходятся с продажей ценных бумаг без покрытия? Мейер потратил на проект $5 млн собственных средств и восемь лет жизни, поэтому не собирается раскрывать свои секреты. Неприемлемой для мусульман является часть сделки, которая подразумевает получение ценных бумаг в долг. Система Shariah Capital, похоже, использует предварительную покупку бумаг, чтобы установить владение ценными бумагами до совершения сделки.

Торговая система Shariah Capital управляется Barclays Capital. В мае международный финансовый центр в Дубае выдал Shariah Capital лицензию на эту платформу, уже прошло тестовое испытание системы. Первым клиентом Мейера в июне этого года стала управляющая компания William D. Witter, созданная сыном знаменитого финансиста Дина Уиттера и возглавляемая его внуком. Стоимость консультаций Мейера составляет 1% от активов хедж-фонда.

 

Было бы желание, а способ обойти существующие преграды финансисты найдут. Долгие годы страхование имущества в исламском мире было проблемой, поскольку считалось видом азартной игры (страховщик делает ставку на то, что скважина не взлетит на воздух). Решение: полис, который напоминает распределение убытков, веками практикующееся исламскими семьями. Чарльз Було, управляющий операциями American International Group на Ближнем Востоке и в Южной Азии, только что запустил продукт AIG Takaful, потратив два года на получение сертификата от специалистов по шариату. «Это практически та же структура, что была создана 200 лет назад шотландскими компаниями, занимавшимися взаимными фондами», — говорит Було. Фонд Takaful принадлежит владельцам полиса, а AIG получает доход от управления им.

Очищение свинины

В 1999 году Dow Jones создала индекс Dow Jones Islamic Market. Индекс отфильтровывает все, что запрещено Кораном. К примеру, полностью исключен рекламный сектор, ведь рекламу алкоголя никто не отменял, финансовый сектор тоже не подходит из-за запрета на выплату процентов.

Сложности начинаются после первоначального отбора. McDonald’s проходит фильтры, поскольку в основном продает говядину и картофель фри, но в то же время каждое утро в ресторанах этой фирмы предлагают на завтрак маффин с запрещенным беконом. По мнению ученых-исламистов, акции такой компании могут быть в портфеле только в том случае, если продажа свинины приносит ей не более 5% доходов. Но даже в этом случае инвестор должен «очистить» свои вложения, выделив связанный с продажей свинины доход от поступлений с акций McDonald’s и направив эти деньги на благотворительность. Увы, в ежегодном отчете McDonald’s продажа маффинов со свининой отдельной строкой не выделена.

 
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+