Прочитав этот номер Forbes, чиновники, бизнесмены и другие люди, интересующиеся экономикой, могут извлечь для себя много полезных уроков. Вот лишь несколько самых ярких.
- Чтобы увеличить глубину переработки сырья внутри России, мало ограничить экспорт этого сырья — нужно еще стимулировать внутренний спрос и создавать условия для инвесторов, собирающихся вложить деньги в перерабатывающие мощности. Иначе получится как с круглым лесом — после введения запретительных вывозных пошлин на древесину экспорт ее упал, но внутреннее потребление не выросло.
- Наличие инфраструктуры позволяет пережить кризис: вдоль главной российской дороги на юг — трассы «Дон» — бизнес растет, будто никакого экономического спада нет и в помине. Если бы президент начинал каждый разговор с премьером и его министрами с того, сколько дорог (аэропортов, сетей электропередач и т. д.) построено, то, возможно, от президента и правительства было бы больше толку для экономики.
- Собственник, имеющий связи в высших эшелонах власти и угодивший в тяжелую ситуацию, с большой вероятностью будет спасен за счет государства. Официально спасение будет представлено как гуманитарная помощь сотрудникам разорившейся компании. Отсюда необходимое условие: работники предприятия должны быть доведены до отчаяния невыплатами зарплаты (например, питаться картофельной шелухой).
- Развитие IT-индустрии возможно не только в Индии. В Белоруссии действует упрощенная схема налогообложения для фирм, занимающихся офшорным программированием. Кроме того, у наших соседей экспортируемая продукция не облагается НДС. Итог: по объемам экспорта IT-услуг на душу населения Белоруссия находится на одном уровне с Индией и сильно обгоняет Россию.
- Если известный телеведущий предлагает вам создать интернет-портал с инвестициями $15 млн, это еще не означает, что вы сможете заработать деньги. Более того, не факт, что портал начнет нормально работать.
- Если у российского риелтора резко падает число сделок, он увеличивает стоимость своих услуг, чтобы компенсировать потери. Это правило действует до тех пор, пока риелтор не проест свои запасы, накопленные в тучные годы, или пока подобной практикой не займется ФАС.