К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Прогноз по мерке


Когда крупная рыба заканчивается, ловите мелкую — ее больше

Два покупателя за декабрь! Пусть они принесли всего лишь 84 000 рублей — директора группы «Меркатор» Андрея Скворцова радует и такой результат. «Это только начало, — говорит он. — Сейчас кризис, люди неохотно тратят деньги».

Скворцов демонстрирует на 60-дюймовом дисплее свою последнюю разработку — программу «Погода в городе». «Меркатор», несколько лет назад «делавший погоду» на центральных телеканалах, решил взяться за старое. Только на этот раз его клиенты — не главные кнопки России, а средние и небольшие телеканалы в регионах. Идея в том, чтобы по сходной цене продавать красивую, почти как на НТВ, картинку тем, кому раньше она просто была не по карману. Региональные каналы, конечно, небогаты, но в России их много, почти тысяча.

Бизнес «Меркатора» — информационная графика: видеопрезентации, дизайн телепередач, мультимедийные каталоги и тому подобное. В 2007 году продажи группы превысили 142 млн рублей, чистая прибыль — 10 млн рублей. Оформление прогнозов погоды давно не приносит «Меркатору» денег. Но именно на этом группа когда-то поднялась. И Скворцов полон решимости вернуть этот источник дохода.

 

В 1994 году три географа — Дмитрий Орешкин, Александр Беляев и Андрей Скворцов — в складчину купили приличный по тем временам 286-й компьютер и начали делать электронные карты. Им удалось заключить контракты с ОРТ, НТВ и Центризбиркомом, которому Скворцов помогал создавать систему отображения результатов выборов. На предприимчивых ученых обратил внимание продюсер Александр Митрошенков — основатель телекомпаний «Класс!», «Пока все дома» и «Метео-ТВ». В 1997 году он стал основным акционером «Меркатора».

С новым партнером компании удалось сделать рывок. В 1998 году «Меркатор» и «Метео-ТВ» получили заказ от НТВ, руководство которого решило запустить в эфир фирменный «Прогноз погоды». Вести передачу согласился Александр Беляев — профессиональный гидролог (он остается ее главным «лицом»). Спустя пару лет заказы посыпались один за другим: за первую половину 2000-х «Меркатор» совместно с «Метео-ТВ» оформил прогнозы погоды почти для всех федеральных каналов — «Первого», «России», «ТВ Центра», «Рен-ТВ», 7ТВ, СТС, ТНТ и «Домашнего». Проекты были прибыльными, но разовыми. Телеканал оплачивал разработку и в лучшем случае спустя какое-то время заказывал ее обновление.

 

«Любая фирма, у которой есть крупные клиенты, мечтает о рознице,  — объясняет Скворцов. — Мне захотелось сделать продукт, который можно по небольшой цене продать 100 000 раз».

Критерий «недорого» стал одним из ключевых в его замысле. На рынке графических систем для ТВ недостатка в предложениях нет. Некоторые российские каналы пользуются программами норвежской VizRT, популярными во всем мире. Но продукты VizRT недешевы (от $10 000), и, чтобы работать с ними, нужна подготовка. Маленьким телекомпаниям, рассудил директор «Меркатора», требуется что-то попроще. Когда-то один американец рассказал ему о компании Spot Runner, продающей готовые рекламные видеоролики с возможностью «настройки» под конкретного клиента. Скворцов прикинул: а почему бы не сделать то же самое с прогнозом погоды? Создать стандартную оболочку, которую пользователи могли бы самостоятельно — благодаря несложному интерфейсу — наполнять нужными данными, фотографиями и рекламой. Подходящая технология у группы имелась — собственная система интерактивных презентаций Statviz. Оставалось приспособить ее под новые задачи.

Прогноз погоды — одна из самых рейтинговых передач на любом канале. Чем качественнее картинка, тем лучше продается реклама. К тому же в «Меркаторе» придумали, как внутри программы разместить сразу несколько десятков «рекламных точек», чтобы у рекламодателей была возможность выбора. «С ценами мы определились просто: взяли за ориентир средний месячный доход каналов от размещения рекламы в прогнозах погоды», — рассказывает директор «Меркатора». Получился прайс-лист в диапазоне от 19 000 рублей для канала, вещающего на район с населением менее 10 000 человек, до 197 000 рублей для региона с населением 2–5 млн человек.

 

«Меркатор», конечно, не первым заинтересовался локальными телекомпаниями. Московский «Центр «Фобос» — один из ведущих разработчиков метеографики — еще в конце 1990-х начал делать для провинциальных каналов статичные и анимированные погодные карты. Но каждый заказ выполняется с условием: всю информацию для карт предоставляет «Фобос», имеющий лицензию на прогнозирование погоды. Телеканалам такое обслуживание, как выяснил Forbes, обходится в 10 000–20 000 рублей в месяц (в самом «Фобосе» его стоимость не раскрывают). Скворцов же решил брать за свой продукт разовый платеж. А прогнозные данные клиенты пусть приобретают там, где удобнее: в Гидрометцентре, местных метеобюро или том же «Фобосе».

В ноябре 2008 года «Погода в городе» была готова. Сделав рассылку демоверсий по 200 телекомпаниям, группа получила около 40 откликов. Но приобрели программу только два канала — из Благовещенска и Самарской области. Еще с одним — «ТРК «Тамбовская губерния» — в декабре был подписан контракт. «Мы думаем окупить стоимость лицензии месяца за три», — говорит Виктор Гасымов, директор ТРК-10, вещающей на Кинель-Черкасский район Самарской области. Сведения о погоде ТРК-10 покупает у местной метеостанции примерно за 3000 рублей в месяц. А в «Тамбовской губернии», наметившей запуск программы на январь, прогнозные данные думают получать бесплатно — из интернета.

На 2009 год у Скворцова большие надежды. По поводу «Погоды в городе» группа начала переговоры с СТС (ее партнерами являются более 300 региональных телестанций) и «Маршрут-ТВ» (вещание в общественном транспорте более чем в 50 городах). По словам Скворцова, новый продукт «Меркатора» доступен даже самым маленьким каналам. Правда, многие вещатели уже «обработаны» конкурентами. Например, в «Телеконе» из Нижнего Тагила Forbes заявили, что компанию полностью устраивает сотрудничество с «Фобосом».

«Очень удобная штука, — комментирует новинку от «Меркатора» гендиректор «Фобоса» Игорь Кланишен. — Станем ли мы конкурентами? Не совсем. Вот продадут они свою программу — телеканалы за прогнозом все равно придут к нам». Но Скворцова это не смущает. С самого начала ни на что другое он и не претендовал.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+