Вопрос, который терзает сейчас всех, — сколько продлится рецессия. Американский Forbes в январе определил сроки начала восстановления экономики по четырем косвенным признакам. Первый из них — как много покупают менеджеры акций собственных компаний; этот признак должен показать, действительно ли руководство фирм верит в перспективы своего бизнеса. Второй — спрэды по облигациям — сигнализирует, как участники рынка оценивают шансы экономики на выздоровление. Третий признак — загруженность автодорог в часы пик — проясняет, насколько активен бизнес и покупатели. Наконец, четвертый индикатор — частота упоминания слова «рецессия» в прессе; ее можно считать количественным выражением негативных настроений в обществе.
Составив из этих данных совокупный индекс и протестировав его на пятилетнем отрезке, наши коллеги выяснили, что скачки индекса обычно предваряют экономический рост на десять месяцев. Поскольку последний подъем был зарегистрирован в ноябре (менеджеры стали покупать акции, удешевление бензина привело к заторам на дорогах, а пресса особенно сильно кричала про рецессию), то, возможно, американская экономика начнет восстановление уже в августе. Возможно также, осенью за ней потянутся и остальные страны, включая Россию.
Прогноз вселяет оптимизм. Но не стоит забывать, что начавшееся осенью восстановление может растянуться на годы. И на протяжении этого периода придется привыкать к новым уровням доходов и ставок, а также искать новые модели бизнеса. В полной мере это касается и рынка недвижимости, которому мы по традиции посвящаем одну из главных тем февральского номера.
В России спад цен на жилье и офисы только начался, и он может продлиться еще несколько месяцев, затронув множество компаний. В результате этого болезненного процесса активы стоимостью в десятки миллиардов долларов перейдут в собственность банков, которые будут вынуждены либо развивать свои девелоперские и строительные подразделения, либо передавать их новым владельцам (возможно, через посредничество государственных структур — федеральных и местных). Спад изменит образ жизни народившегося класса рантье, чьи доходы существенно снизятся. Замедление строительства повлияет на архитектуру, причем не в лучшую сторону, как считает один из экспертов, с которыми мы говорили (см. интервью на стр. 116).
Но в итоге мы увидим — может, только через пять-семь лет — более здоровую и эффективную отрасль. Скорее всего, за это время изменится система распределения участков и подрядов в Москве. В ответ на растущий спрос появятся доходные дома эконом-класса. А строители наконец начнут продавать квартиры с отделкой. И новое поколение покупателей квартир уже не будет возмущенно сравнивать цены на столичную «хрущевку» и кондоминиум в Испании. Они будут несравнимы.