К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

На практике


Трудовое обучение было такой же профанацией, как и последующее «овладение профессией» в 9–10 классах в УПК». Дойдя до этого места в статье о реформировании школы (стр. 162), многие из вас вспомнят собственные походы на завод. Я вспомнил.

Производственную практику я проходил в 1980-х годах на машиностроительном предприятии в Уфе. Цех, куда нас со школьным товарищем определили, был большим, но почему-то безлюдным. Помещение освещали лишь несколько тусклых ламп, пахло горелым металлом, и все вокруг было покрыто едкой пылью толщиной в палец. Глухонемая работница показала нам, что делать. Это было несложно. Берешь металлический коллектор от двигателя для «москвича», закрепляешь его под водой в испытательном стенде, подаешь воздух. Если из корпуса коллектора идут пузырьки, значит, есть трещина: место, где брак, помечаешь химическим карандашом и бросаешь деталь в сторону. За нашу короткую смену куча брака поднималась от пола сантиметров на семьдесят. Детали без трещин увозили, чтобы прикрутить их к двигателю, который потом отправляли в другой город на сборочный завод. Или не отправляли — ручаться я бы не стал. Дело в том, что автомобильные моторы для уфимского предприятия были лишь побочным продуктом, своего рода прикрытием — где-то рядом (надеюсь, в иной обстановке) собирали двигатели для истребителей. И, кроме того, мне не верилось, что эта грубо выплавленная дуга, такая ненадежная на вид, может стать частью настоящего автомобиля. Иными словами, профанацией было не только мое трудовое обучение, но и само производство.

Спустя десять лет «москвичи» собирать перестали. Одной профанацией стало меньше. Но советская промышленная политика породила много других перекосов, исправить которые оказалось куда сложнее. Высокие цены на сырье в последние годы как-то сглаживали дисбалансы, однако сейчас неэффективность компаний обнажилась в полной мере. Довольно типичная история рассказывается в статье «Коллапс на троих» (стр. 156).

 

Переход на рыночную экономику в 1990-х закончился полной реорганизацией всех отраслей, производящих товары народного потребления. Наступивший сейчас период низких цен на сырьевые товары, по всей видимости, приведет к реорганизации металлургии и других секторов. Процесс будет очень болезненным. Но это последний шанс повысить эффективность и компаний, и всей экономики в целом. Другого такого не будет.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+