К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Правила движения


Конкуренцию и свободный рынок можно обеспечить, лавируя между жесткой вертикалью власти и демократическими институтами

Ощущение, что в экономике вот-вот грянет гроза, появилось у меня несколько месяцев назад. Я видел: цены на московские квартиры на уровне Лондона, но без соответствующего комфорта и уровня жизни. Зарплаты платятся гигантские, но эффективность остается низкой. Перечислять можно долго... Еще в июне управляющий одной из крупнейших инвестиционных компаний уверял меня, что фундаментальных причин для кризиса нет. По его прогнозам, индекс РТС к концу года должен достичь отметки в 2600 пунктов (в начале ноября, как мы теперь знаем, он колебался у отметки 800). Как же так, спрашиваю его теперь. «Причин для падения не было», — и сейчас твердит финансист.

Я думаю, у аналитиков, банкиров и управляющих проблема в системе оценок. Они прекрасно ориентируются в цифрах и новостях, следят за рынком, читают периодику и разные отчеты. Но это узкий взгляд на вещи, смотреть нужно шире — на доверие общества к элите, инвесторов к власти, изучать историю, наконец, и не с псевдопатриотических позиций, виня за все беды страны внешние силы, а исследуя реальные причины происшедшего. Историки знают, что Россия никогда не избегала возможности сделать себе хуже, если такая возможность представлялась. Ведь и в 1917 году мы могли все решить малой кровью, даже допустив диктатуру того же генерала Корнилова, но сохранив при этом бизнес, торговые и банковские отношения, предпринимателей, крестьян. Однако мы выбрали худшее.

Что происходит теперь? Государство тушит пожар, заливая экономику накопленными средствами, — такими темпами мы можем протянуть два года в ситуации неуверенной стабильности, но потом деньги кончатся. И это еще оптимистический вариант — ведь не исключено, что уже в начале 2009 года ситуация может сильно обостриться, если средства Стабилизационного фонда пойдут не в те отрасли и не тем компаниям или государственные управленцы допустят ошибки.

 

Посмотрим хотя бы, как решаются проблемы в автомобильной отрасли. Правительство собралось защитить отечественный автопром увеличением ввозных пошлин еще на 5% (с 25% до 30% стоимости автомобиля). Забота о российском автопроме, видимо, не подразумевает заботу о российских потребителях, которые в итоге вынуждены будут платить больше за иномарки. Российские же автомобили тоже не станут дешевле: отечественные заводы наверняка не постесняются подогнать цены под импортные аналоги. Опять вспомним историю. Великобритания спасала свою автомобильную промышленность заградительными пошлинами. В итоге автомобилестроения в стране не стало.

Тем временем еще в августе в России приостановились продажи машин. Дилеры говорили, что это лишь сезонный спад, что уже в сентябре все выправится. Но осенью ситуация заметно ухудшилась: банки начали сокращать кредитование, поднимать ставки. Снижение банковской активности оказалось губительным, так как 40% иномарок до сентября продавалось в России в кредит.

 

Сейчас все дилеры лихорадочно ищут, где бы перекредитоваться. Новые проекты замораживаются. Банки не дают компаниям денег и уже размышляют, что делать с автодилерами-должниками. Беда в том, что банки понятия не имеют, как реализовывать автомобили должников в случае их массовой конфискации — ни у кого нет структур для этого. А что делать, если банку достался весь бизнес дилера? Продавать по частям земельные участки, автосалоны? Кто их сейчас купит? Найти инвестора? Увы, ушли инвесторы. Ушли вслед за спекулянтами.

Логику спекулянтов понять можно, но почему рынок покидают серьезные компании? Ответ лежит на поверхности: пропало доверие.

Кризис доверия случается не сразу, негативное отношение накапливается, как жидкость в неустойчивом сосуде: она прибывает и прибывает, а когда набирается критический уровень, сосуд падает и разбивается. Экономический сосуд рухнул после войны в Грузии, кто бы ее ни начал.

 

А до этого мы еще показали, как можно одним заявлением снизить стоимость компании на 50%, как правоохранительные органы и суды участвуют в войнах за собственность, как основные владельцы расправляются с миноритарными акционерами. Крупные российские компании стоят сейчас на фондовом рынке меньше годовой прибыли? Этого не может быть, скажете вы. Где-то за границами России такое, может, и нонсенс. А у нас нет, ведь компанию могут отнять, поделить, «распределить».

Совсем необязательно, что подобные решения оформляются на самом верху. Я верю в честность президента, премьера, их экономической команды. Они реально честно работают. Но система устроена таким образом, что даже вскользь сказанное слово советника (помощника, телохранителя), вышедшего из самого высокого кабинета, может решить судьбу крупного бизнеса. «Надо их поставить на место», — бросит на ходу советник. «Сам» решил или советник придумал?» — прикидывают чиновники и «ставят на место», чтобы не ошибиться. «Что вы делаете? — спрашиваю одного из них. — Ведь уйдут инвесторы». Ерунда, отвечает, они у меня под дверью стоят в очереди. Очередь уже рассосалась, что дальше? Ерунда, опять отвечает чиновник, увидят прибыль — придут обратно.

Хорошо бы. Но для того, чтобы серьезные инвесторы вернулись, нужны другие знаки. Сейчас бал правит наиболее циничная часть политической элиты, которая победила порядочных людей в управлении государством. Это объясняет, например, почему деньги, выделяемые государством на тушение кризиса, никак не дойдут до реального сектора. Не удивлюсь даже, если подтвердятся слухи об откатах при распределении этих кредитов.

Но самое главное, не там мы ищем причину бед. Свалить вину на американцев проще всего. Только это не объясняет, почему инвесторы уходят туда, где кризис начался, — в Америку и почему население, несмотря на огромные золотовалютные резервы России, бросилось вновь скупать доллары? Видимо, потому, что США и их валюте больше доверия. Потому что там работают институты гражданского общества, за инсайд наказывают, а к мелким акционерам относятся как к мажоритарным.

Еще раз повторю: чтобы вернуть доверие к России, нужны знаки. Признаки реальной борьбы с коррупцией, восстановления независимых судов, свободных СМИ. Есть риск, что, дав «слишком много» демократии и не умея вести себя демократически (народ выбирает национал-патриотов, популистов), мы придем к хаосу? Есть. Но если мы достроим жесткую вертикаль, то через неэффективность советского образца мы тоже придем к хаосу, сравнимому с распадом СССР.

 

Идти надо галсами. Если мы слишком перегнули палку, нужно дать поработать демократическим институтам — свободным СМИ, независимым судам, выборам. Если увидим, что это ведет к потере контроля, сделать галс в другую сторону. Хотя бы так приближаться к конкуренции и свободному рынку.

Уверен, что такое поведение будет хорошим знаком для инвесторов. Не стоит отмахиваться от международных индексов коррупции, как от происков врагов, — инвесторы действительно верят таким исследованиям. Они поверят и в наше правосудие, когда слово «суд» перестанет быть синонимом карательного органа, а обретет приставку «справедливый». Начать хотя бы с идеи не применять в 99% случаев в качестве меры пресечения взятие под стражу за экономические преступления до суда.

В любом случае главное в кризисе — сделать правильные выводы о его причинах. Если оценивать их неверно, не найти и верных способов выправления ситуации. Быть честными с самими собой — это уже немало. Снова вспомним историю: СССР развалился от вранья, вранья самим себе.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+