Девальвация, инфляция и вторая волна кризиса — насколько они вероятны и как от них уберечься?
«У вас могут быть признаки роста, может быть временное облегчение, но вы все еще в мире, который разваливается. Мы в середине кризиса, все будет еще хуже», — пророчествовал в начале июля в интервью CNBC известный публицист, автора теории «черного лебедя» Нассим Талеб.
C начала года к 1 августа индекс американского фондового рынка S&P 500 вырос на 9,3%, до 987 пунктов. Спад экономики в США замедляется: по данным Бюро экономического анализа, в первом квартале 2009 года ВВП упал на 5,7%, во втором квартале — всего на 1%. Промышленное производство растет, а уровень безработицы падает. Почему Талеб строит мрачные прогнозы?
Зеленые ростки восстановления мировой экономики еще слишком слабы. Ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев говорит, что достаточно процессу восстановления прекратиться или даже замедлиться, чтобы инвесторы восприняли это негативно и начал разыгрываться сценарий второй волны мирового кризиса. Из-за отсутствия роста производства цены на акции пойдут вниз, инвесторы начнут распродавать активы, в том числе и на товарных биржах. Цена на нефть упадет.
Если для Америки снижение цены на нефть — следствие кризиса, то для России — причина, которая может спровоцировать падение фондового рынка, уменьшение доходов бюджета и очередную девальвацию рубля. Девальвация, в свою очередь, приведет к росту потребительских цен на импортируемые товары и т. д. Все это мы наблюдали осенью 2008 года.
В России сегодня существуют не только внешние, но и внутренние причины очередного витка кризиса. Весной этого года министр финансов Алексей Кудрин предсказал его вторую волну из-за роста плохих долгов: предприятия, переставшие платить по кредитам, не смогут рассчитаться с банками. Тем понадобится резервировать просроченные кредиты в ЦБ, и потребуется дополнительный капитал.
Весь вопрос, по словам Гуриева, в масштабах проблемы. Если придется списать 10% кредитов, то российская экономика с этим справится, если 30%, то выжить банкам будет куда труднее. По базовому прогнозу Standard & Poor’s, сделанному в июне, суммарный объем плохих кредитов составит 38% кредитного портфеля. Из них в 2009-2011 годах придется списать 35% корпоративных и половину розничных кредитов. Это около $81 млрд, или 14% всех кредитов.
У государства хватит денег на капитализацию банков, но вряд ли власти будут спасать всех подряд. Падение небольших или средних банков может привести к бегству вкладчиков: по статистике МВФ, это происходит в 62% банковских кризисов. Из-за проблемы плохих долгов вероятен очередной кризис ликвидности, когда банки закрывают друг другу лимиты, а ставки на рынке межбанковского кредитования растут. В этом случае банки, как и осенью прошлого года, будут вынуждены распродавать активы на фондовом рынке, а иностранные инвесторы, спасаясь от рисков, начнут выводить деньги из России. Далее следуют падение курса рубля и очередной рост цен.
Стоит ли, как Нассим Талеб, быть пессимистом и ждать очередного кризиса? Может, и не стоит, но надо быть к нему готовым.
Инфляция
Инфляция — самый безобидный враг российских частных инвесторов. На протяжении последних десяти лет в двузначной инфляции не было ничего необычного (только в 2006 году потребительские цены выросли меньше чем на 10%). Сегодня в результате падения курса рубля осенью прошлого — зимой этого года рост цен замедлился.
Главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова прогнозирует по итогам 2009 года инфляцию 13%, а по итогам 2010-го — 12%. Экономист банка «Траст» Евгений Надоршин советует в краткосрочной перспективе использовать для защиты от инфляции депозиты — наиболее консервативный инструмент. В крупных российских банках можно найти ставки 15% в рублях.
В дальнейшем ставки могут опуститься, а инфляция, наоборот, вырасти. «Если правительство накачивает экономику деньгами, то растет инфляция, но этот эффект немного отложенный, и эти события следуют с временным лагом», — объясняет стратег «Тройки Диалог» Андрей Кузнецов.
Если вы долгосрочный инвестор, имеет смысл купить акции из индекса ММВБ. С 1997 года цены выросли в 7,9 раза, индекс ММВБ — в 7,2 раза, даже с учетом падения в сентябре прошлого года.
Вторая волна
Если ваш горизонт инвестирования меньше десятка лет, стоит поступить иначе. Для российского частного инвестора вторая волна кризиса означает прежде всего падение фондового рынка. С тем, что оно не за горами, согласны большинство экономистов и аналитиков, хотя бы потому, что индекс ММВБ с начала года уже вырос на 65%.
«Ждем коррекцию, много индикаторов говорит, что рынок просядет», — говорит старший экономист «ВТБ Капитала» Александра Евтифьева. Стоит сокращать долю инвестиций в акции, а может быть, на время полностью выйти в деньги.
Девальвация
Резкой девальвации рубля российские экономисты не предвидят. «Мы ожидаем скорее плавного ослабления рубля темпами инфляции», — говорит Кузнецов. «Обменный курс будет относительно стабилен, девальвации мы не ждем», — вторит ему Ярослав Лисоволик, соруководитель аналитического департамента Deutsche Bank.
Консенсус-прогноз курсов валют шести российских и иностранных банков и инвесткомпаний: 32,7 рубля за доллар, 45,4 рубля за евро на конец 2009 года и 32,9 рубля за доллар, 44,1 рубля за евро на конец 2010-го. Впрочем, такие прогнозы, как показывает опыт осени прошлого года, обычно не сбываются.
Готовясь к резкому изменению курсов, стоит хранить сбережения в нескольких валютах. Обычная пропорция — по трети долларов, рублей и евро. Если вы не верите, что рубль будет укрепляться, его можно полностью исключить.