К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Во всем блеске


Уральская фирма «Морион» берется позолотить любую поверхность. Недорого

Независимость, провозглашенная Абхазией, может, и раздражает некоторых политиков. А вот бизнесмены смотрят на вещи практичнее: новая страна — новые возможности. Нужно к Дню независимости республики обновить купол собора в знаменитом Новоафонском монастыре? Пожалуйста. Компании «Морион», специализирующейся на таких работах, для исполнения заказа пришлось, правда, искать подъемный кран (привезли за 130 км из Сочи) и организовать разборку монастырской стены (кран не мог въехать во двор). Валерий Еременко, совладелец «Мориона», в ночь перед праздником почти не спал. На торжества должны были приехать важные чиновники из России, включая краснодарского губернатора Александра Ткачева. «Если бы мы провалились, то все — репутация упала бы», — говорит Еременко. Но они не провалились.

«Морион», компания из городка Трехгорный в Челябинской области, — крупнейший в России производитель церковных маковок. Секрет успеха этой фирмы лучше всего описывают два заголовка с ее корпоративного сайта. Читаем сверху: «Золотые купола храмов — символ духовного возрождения России». И чуть ниже: «Нитрид титана — козырный туз предприятия «Морион». «Морион» действительно делает купола не из золота, а из нержавеющей стали, покрытой тонким слоем нитрида титана — вещества, имеющего золотистый цвет и высокую устойчивость, — его даже использовали когда-то для изготовления «золотых» зубных протезов. Что же до духовного возрождения, то в последнее время в России строилось до 650 новых храмов в год. В штате у «Мориона» 160 сотрудников, а выручка в 2008 году, по прогнозам, превысит 165 млн рублей.

Семнадцать лет назад основатели компании — Еременко и трое его товарищей — вряд ли могли представить, что жизнь заставит их, инженеров из закрытого города Златоуст-36 (бывшее название Трехгорного), переключиться с ядерных боезарядов на церковную продукцию. Но в 1991 году государство перестало платить зарплату. В городе, огороженном тройной колючей проволокой, прямо по улицам стали гулять коровы: специалисты с ядерного предприятия разводили скотину, выращивали картошку и ставили парники для овощей, чтобы хоть как-то прокормиться.

 

Еременко и его коллеги нашли другой выход из положения. В военной электронике применялся нитрид титана, и инженеры попробовали покрывать этой «позолотой» обычные столовые приборы — оказалось, такой товар неплохо шел. В 1994 году город, имевший статус закрытого административно-территориального образования (ЗАТО), получил право давать налоговые льготы местным предприятиям. Компаньоны создали фирму «Морион» и поставили дело на поток: золоченые столовые наборы они сбывали уже не сами, а через оптовые фирмы. Ясно было, что золотить можно не только посуду. Один из оптовиков свел Еременко, мечтавшего о расширении дела, с епископом Екатеринбургским Никоном. Так «Морион» получил заказ на золочение 600 кв. м куполов восстанавливаемого в Екатеринбурге Троицкого собора.

Еременко выкупил здание стройуправления в своем городке и адаптировал технологию к покрытию куполов: стальные листы помещали в вакуумную камеру, где на них напылялись ионы титана, превращавшиеся в ходе реакции с азотом в желаемый нитрид. Пришлось приноравливаться и к особенностям заказчиков. Лист нержавейки имеет размер 2 кв. м, «Морион» разрезал его для обработки на три части. Получались куски по 0,666 кв. м. «Цифра не очень хорошая, — улыбается Евгений Панкратов, еще один совладелец компании и технический директор, — поэтому, чтобы не смущать батюшек, в документах написали 0,667». Так они до сих пор и пишут.

 

Заказы от церкви росли — священники рекламировали услуги компании друг другу: купола от «Мориона» обходятся в 15–20 раз дешевле, чем купола с натуральной позолотой. Вскоре «Мориону» стали заказывать также шары, шпили и полумесяцы для мечетей. Однажды в Нижневартовске к бригаде, монтировавшей купол возле храма, подрулил «мерседес». Водитель в темных очках предложил бригадиру прокатиться до кладбища. Выяснилось, что вдова местного «авторитета» пожелала соорудить на базальтовом надгробии небольшой купол.  Так «Морион» занялся и памятниками. Обычно это не надгробия, а стелы у въезда в город или на центральной площади. Сейчас на «светские» заказы (включая сувениры) приходится 30% выручки.

В 2004 году Минфин отобрал у ЗАТО право давать налоговые льготы, и «Морион» впервые вместо привычной прибыли в пару сотен тысяч долларов зафиксировал убыток. А тут еще подскочили цены на металл, и начался отток кадров. В том же Трехгорном появились три конкурирующие фирмы, еще одна — в Челябинске. Как полагает Андрей Мильшин, директор компании «Контех», тоже занимающейся позолотой куполов, количество заказов у «Мориона» в 2005 году значительно снизилось. «Они заигрались в монополистов и начали диктовать условия клиентам, из-за чего заказчики уходили в другие фирмы», — называет Мильшин еще одну причину кризиса в компании.

Акционеры тогда решили передать бразды правления молодому человеку, изучавшему маркетинг и менеджмент. Но первый нанятый директор разбился в аварии, не успев закончить реформы. Нового топ-менеджера — Андрея Тукмачева — компания в прошлом году переманила у конкурентов.

 

Первым делом Тукмачев обратился в краснодарское брендинговое агентство с идеей заменить название «Морион» (так называется разновидность кварца) другим, более соответствующим профилю деятельности. С 2009 года компания будет носить имя «Златосфера». Дальше наступил черед сокращения издержек: если раньше выездные бригады монтажников гоняли ко всем без исключения, то сейчас иногда отклоняют заказ. «Мы поедем, к примеру, в Южно-Сахалинск, только если заказ на 50–60 млн рублей», — говорит Тукмачев. Изменился и вектор поиска клиентов. Тесных контактов с церковью у предпринимателей никогда не было — их заказчиками чаще всего были генподрядчики проекта по восстановлению храма. Теперь с подачи Тукмачева фирма озаботилась крупными прямыми контрактами. Например, в Новоафонском монастыре после успешного проекта по замене центрального купола на соборе компания получила подряд еще на 16 куполов.

Работы в Новом Афоне курировал премьер-министр республики Александр Анкваб, сейчас «Морион» ведет переговоры с абхазским правительством о создании двух небольших производств. На одном будут делать облицовочный камень, витражи, стеклопакеты, на другом — алюминиевую кровлю. Закрепиться в Абхазии — не самоцель. «Мы завязали контакты с людьми из власти, — объясняет Еременко. — А рядом с Новым Афоном — Сочи…» Ну вы понимаете, к чему он клонит.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+