Ваш фонд падает быстрее рынка? Возможно, его управляющему дали слишком много свободы
Бывший управляющий портфелем УК «Солид Менеджмент» Надир Усманов уже полгода сидит без работы. Он покинул компанию в феврале этого года и теперь, как говорит, консультирует старых клиентов. А тем временем фонд «Солид-Инвест» (активы около 400 млн рублей), который сформировал Усманов, терпит убытки. С начала года по 31 июля стоимость пая упала на 32,3% — это один из самых худших результатов среди открытых фондов акций.
По данным Investfunds.ru, на российском рынке работает 182 открытых ПИФа акций. За семь месяцев с начала года стоимость паев лучших фондов выросла на 8%, худших — упала почти на 40%. Что неудачники делали неправильно?
Управляющий портфелем может совершить всего одну, но роковую ошибку — купить не те акции (или купить бумаги с хорошим потенциалом роста, но не вовремя, что, впрочем, одно и то же). Одна из главных неудач Усманова — акции ВТБ. С июля по сентябрь 2007 года он увеличил долю акций банка в портфеле с 1,55% до 6,21%. К ноябрю 2007-го — за полгода, прошедшие после IPO, акции ВТБ упали более чем на 10%. Но Усманов верил в свою идею и к декабрю довел долю ВТБ в активах почти до 9%. В следующие шесть месяцев акции снизились еще на 33,2%. Еще одна его ошибка — акции Сбербанка. К новому году Усманов нарастил его долю в портфеле до 8,2%. С февраля этого года акции Сбербанка упали намного сильнее российских индексов. Кроме того, Усманов не угадал с акциями телекоммуникационных компаний (доля в портфеле — 25%) и энергетическими бумагами (20% портфеля). Индекс ММВБ с начала года к 31 июля упал на 21,5%, соответствующие отраслевые индексы — на 32,4% и 34,4%.
Верность идее подвела и управляющего одним из ПИФов компании «Регионгазфинанс» Сергея Корнюхова. Он решил сделать ставку на реформу РАО ЕЭС. Еще в мае 2007-го он начал покупать для управляемого им фонда «Стратегия» акции энергетических компаний. Основные активы фонда на середину этого года: «Газпром» (15%), «РусГидро» (15%) и межрегиональные сетевые компании (15%). Паи фонда с начала года по 31 июля упали на 21,3%. «Я верю в их потенциал, о результатах можно будет говорить в конце года», — уверен Корнюхов.
Еще несколько примеров. За год паи фонда смешанных инвестиций «Тринфико Сбалансированные инвестиции» потеряли в цене почти 30%. По словам управляющего директора УК «Тринфико» Евгения Штанге, неудачу принесли бумаги энергетического сектора (около 20% портфеля на середину прошлого года). В третьем квартале 2007 года акции РАО ЕЭС упали на 18,2%, ОГК-1 на — 16,9%, ТГК-9 — на 15%. В это время Штанге продолжал их скупку, доля энергетики в портфеле к октябрю выросла до 30%. Кроме того, Штанге покупал и бумаги «Сургутнефтегаза» (6,3% активов на октябрь прошлого года). С тех пор акции «Сургута» упали более чем на 40%. В I квартале этого года управляющий пытался исправить ситуацию, вложив часть активов в акции «Распадской» и «Уралкалия», но они были почти на пике стоимости. «Сейчас нет смысла выходить, мы не хотим фиксировать убыток», — говорит Штанге.
Как правило, плачевные результаты связаны не только с тем, что управляющие сделали неправильный выбор, но и с отсутствием в компании системы риск-менеджмента, что предоставляет портфельным менеджерам полную свободу действий. Так, Усманов фактически единолично управлял фондом с активами более 400 млн рублей. «Риски никто никакие не закладывал, я просто подумал, что мне не хватает в портфеле финансовых акций, вот и купил ВТБ и Сбербанк», — вспоминает Усманов.
Во многих управляющих компаниях решения принимаются и контролируются коллегиально. В DWS Investments, входящей в группу Deutsche Bank, например, каждый портфельный менеджер самостоятельно формирует портфель, подчиняясь общим правилам. Так, вес акций одного эмитента в портфеле не должен превышать 10%. А на акции, доля которых составляет более 5%, не должно приходиться в сумме более 40% активов фонда. В компании есть службы, которые следят за структурой каждого портфеля. «Я неоднократно получал предупреждения о том, что ввиду роста цены доля акций определенной компании стала превышать установленный лимит», — рассказывает один из управляющих DWS Investments Оденияз Джапаров. Еще одно звено — комиссия по контролю над рисками. «У них своя математика, и риски по каждому портфелю высчитываются в ежедневном режиме», — говорит Джапаров. Если, по мнению комиссии, риски слишком высоки, управляющему приходится менять структуру портфеля.
В ING Asset Management — другой европейской управляющей компании, работающей на российском рынке, регламент еще более жесткий: при малейшем отклонении от существующих лимитов, которые приводят к потерям фонда, падение компенсируется за счет личных средств самого управляющего.
И все же в большинстве ПИФов контроль отсутствует, а инвестиционный процесс скрыт от глаз. «Часто никто не знает, почему управляющий дергает те или иные ниточки», — говорит о сложившейся на рынке ситуации гендиректор УК «Альфа-Капитал» Михаил Хабаров. В «Альфе» за действиями управляющих в ежедневном режиме следят четыре контролера. Если у кого-то из них возникают сомнения, о сделке докладывают гендиректору, который и решает ее судьбу.
При отсутствии механизмов контроля не только совершаются ошибки, но и появляется возможность влиять на управляющего. «Ко мне просто не могут прийти и сказать: мой друг хочет провести IPO компании, пойди, пожалуйста, купи на $5 млн. Все понимают, что я не могу этого сделать», — говорит Зина Псиола, одна из управляющих Clariden Bank.
Сейчас в УК «Солид Менеджмент» пытаются исправить ошибки Усманова. Планируется жестко регламентировать и сузить поле деятельности управляющих, расширив полномочия инвестиционного комитета. Теперь он будет определять не только доли отраслей в портфелях фондов, но и доли конкретных бумаг. «Еще в начале года такого жесткого контроля не было», — говорит нынешний управляющий «Солид-Инвеста» Никита Коренцвит.
Как бы то ни было, рядовому клиенту российского ПИФа по-прежнему трудно понять, насколько эффективно управляется выбранный им фонд и как работает (и работает ли) система контроля над рисками.
Как шутит председатель правления УК «Ренессанс Управление инвестициями» Андрей Мовчан, инвесторы российских ПИФов защищены, скорее, от получения доходов, чем от ошибок управляющих. В его компании стратегию определяет инвесткомитет. «Мы обозначаем интересующие нас рынки, сегменты, а также критерии и цели, — говорит Мовчан, — а уж конкретные действия по достижению этих целей принимаются единолично портфельным менеджером. Это оптимально».
Управляющий директор по инвестициям «КИТ Фортис» Владимир Цупров советует клиентам задавать как можно больше вопросов о системе принятия решений. «Если бы клиенты были требовательнее, индустрия российских ПИФов была бы более качественной», — считает он. В «КИТ Фортис Инвестментс» на действия управляющих наложен ряд ограничений. Например, у Цупрова есть лимиты на покупку акций, изменять которые можно, лишь убедив инвесткомитет в целесообразности этого.
Судить о качестве управления можно и по внешним признакам. Одно из простейших правил — сравнивать показатели фонда и соответствующего индекса. Если отклонения (в отрицательную сторону) незначительны, значит управляющий вряд ли покажет результат существенно хуже рынка. Отклонения от рынка — один из критериев, использованных нами для составления рейтинга ПИФов.