Что делать инвесторам, когда фондовый рынок лихорадит
«Медведи» правят бал на фондовых рынках всего мира — уже около года акции падают в цене. Индекс S&P 500, достигнув исторического пика 9 октября прошлого года, к 15 августа нынешнего упал на 17%, примерно столько же за аналогичный период потерял основной британский индекс FTSE 100 и российский РТС. Только в июле 2008 года иностранные фонды, инвестирующие в Россию, вывели с рынка $430 млн.
Проблемы начались с кризиса на рынке финансовых инструментов, обеспеченных ипотекой. Весной 2007 года в Америке стало быстро расти число невозвратов по кредитам, выданным под залог недвижимости. Облигации, обеспеченные ипотекой, стали быстро обесцениваться. Банки и инвестфонды начали списывать со своих балансов бумаги, которые еще недавно казались сверхнадежными. Объем списанных активов превысил $500 млрд. Во всем мире начались проблемы с ликвидностью, потребовались финансовые вливания от центробанков.
Одновременно мир узнал термин «агфляция» — быстрый рост цен на продовольствие. По данным Организации ООН по продовольствию и сельскому хозяйству, с июля прошлого года еда подорожала на 44%. В Мавритании, Гаити, Египте прокатилась волна голодных бунтов. Многие страны столкнулись с ускорением инфляции. Например, в США в прошлом году зафиксировали рекордный рост цен за последние 17 лет — 4,1%.
Непредсказуемы цены на нефть, от которых во многом зависит состояние фондового рынка. Баррель нефти, стоивший в начале года $100, в начале июля подскочил в цене почти до $150, а потом снова подешевел до $110.
Грядущие выборы президента в США, возможная война между Израилем и Ираном, конфликт в Южной Осетии также не добавляют уверенности инвесторам.
Что делать, если мир вокруг меняется, а на брокерском счете денег с каждым днем становится все меньше? Даже профессионалам трудно разобраться в происходящем, но это вовсе не значит, что потери нельзя минимизировать.
Далекий горизонт.
Инвестируйте с прицелом на будущее, не обращая внимания на текущие колебания цен. На длительных промежутках времени вложения в акции всегда выгоднее, чем в облигации. По расчетам президента американской исследовательской фирмы Global Financial Data Брайана Тейлора, с 1969-го по 2001 год американские акции ежегодно приносили на 2,7% больше, чем облигации. Между 1939-м и 1969 годом разница была еще больше — 9,8% в год. Пу Шен, главный экономист Федерального резервного банка Канзас-Сити, подсчитал, что портфель акций будет гарантированно выгоднее гособлигаций США только при условии инвестирования свыше 25 лет.
Доля акций в общем объеме инвестированных средств должна соотноситься с вашим возрастом: чем старше инвестор, тем меньшую долю в портфеле должны занимать акции. Например, специалисты Fidelity Investments, одной из крупнейших финансовых компаний мира, применяют такое распределение: если инвестор собирается выходить на пенсию в 2040 году, 85% средств должно быть вложено в акции, остальное — в облигации. Если пенсия предстоит в 2015-м, акций должно быть чуть более половины. Другими словами, доля инструментов с низким риском (банковские вклады, облигации и т. п.) должна соответствовать возрасту инвестора: у 30-летнего это может быть треть портфеля, у 50-летнего — половина, и так далее.
Перспективные отрасли.
«Главное — быть жадным, когда всех охватывает страх, и осторожничать, когда всеми овладевает жадность», — советовал Уор-рен Баффетт, сделавший на инвестициях состояние в $60 млрд. Другой финансист, Джон Темплтон, создатель семейства фондов Templeton, считал, что «время максимального пессимизма — лучшее время для покупок, а время наивысшего оптимизма — самое подходящее время для продажи». На волне распродаж есть отличная возможность приобрести акции по сходной цене. Что можно выбрать сейчас?
Акции американских финансовых компаний упали с начала года на 27% — больше остальных. Российские банки в отличие от американских не покупали рискованных облигаций, обеспеченных ипотекой, не отличились масштабными списаниями активов. Тем не менее с начала года индекс РТС-Финансы упал на 32% (индекс РТС — на 22%). Антон Рахманов, руководитель группы управления акциями «Ренессанс Капитала», считает, что акции финансового сектора сейчас недооценены.
Еще недавно инвесторы отчаянно распродавали акции российских электроэнергетических компаний (индекс РТС-Электроэнергетика упал на 39% с начала года). Сейчас активы некоторых из них стоят намного меньше, чем восстановительная стоимость — сумма, которую надо потратить на строительство таких же электростанций, сетей, оборудования. Неплохой момент для покупки.
Дивиденды.
Шанс заработать на падении или хотя бы сократить потери дают акции, приносящие хороший дивидендный доход. По расчетам профессора Wharton Джереми Сигела, с 1802-го по 1992 год американские акции ежегодно росли в цене на 2,6%, в то время как дивидендная доходность была в два раза большей — 5,5%.
Дивидендная доходность, рассчитываемая на основе прежних выплат, конечно, не гарантирует такой же щедрости от компаний в будущем, но все же дает представление о корпоративной политике компании. К компаниям, регулярно выплачивающим высокие дивиденды, можно отнести МТС (Андрей Кузнецов, стратег «Тройки Диалог», ожидает 8–9% дивидендной доходности, в прошлом году доходность была 5%). Высокими были также дивиденды по обыкновенным акциям «Башнефти», «Балтики» (около 5%) и по привилегированным акциям «Урса Банка» (6%).
Диверсификация.
Инвестиции должны быть как можно более разнообразными. Чем выше сумма инвестиций, тем больше возможностей: в портфель кроме акций и облигаций могут входить и фонды прямых инвестиций, и товары, и недвижимость, и хедж-фонды. Франклин Эдвардс, профессор Колумбийского университета, и Мустафа Калаян из Университета Нью-Йорка проанализировали доходность хедж-фондов, фондов, инвестирующих в сырьевые товары (commodities funds), а также акций и облигаций в период с 1990-го по 1998 год. Выяснилось, что на «медвежьем» рынке, когда индекс S&P 500 терял в среднем 45,8% (в годовом исчислении), хедж-фонды ограничивались потерями в 3,85%, а товарные фонды были в плюсе на 19,66% годовых.
Не повредит и географическое разнообразие. На зарубежных биржах можно самостоятельно купить торгуемые фонды (exchange-traded funds, ETF), инвестирующие в отдельные страны и отрасли. Самое большое семейство ETF — iShares от Barclays Global Investors — включает более 150 фондов, торгующихся на американских биржах.
Издержки.
На нестабильном рынке многократно возрастает значение издержек, которые несут инвесторы, — комиссионных брокерской или управляющей компании, биржи, депозитария, специализированного депозитария и т. д. Когда фондовый рынок растет на 5–15% в год, большинство российских паевых фондов с их комиссионными в 3–5% могут не уберечь деньги даже от инфляции. Обращайте внимание на стоимость услуг управляющих компаний (мы учитывали их при составлении рейтинга ПИФов) или инвестируйте в акции самостоятельно.