Люди со средней внешностью зарабатывают на 5% меньше красивых
Сколько стоит красота? Измерить деньгами такое абстрактное понятие, конечно, невозможно. Некоей заменой оценки может служить разве что объем денег, которые люди тратят на красоту: косметическая отрасль, например, зарабатывает около $18 млрд в год по всему миру. Другой, не менее важный вопрос, который давно волновал социологов: платят ли потребители за красоту саму по себе или красота приносит и экономическую выгоду?
Пятнадцать лет назад эта проблема впервые получила количественное решение. В 1994 году в журнале American Economic Review была опубликована работа Дэниела Хамермеша и Джеффа Биддла, опирающаяся на большие массивы данных из Америки и Канады. Авторы статьи выяснили, что при прочих равных (стаж, профессия, образование, возраст и т. д.) более красивые люди зарабатывают существенно больше, причем это в равной степени касается и мужчин, и женщин. Разница, кстати, оказалась существенной — люди со средней внешностью зарабатывали на 5% меньше красивых, но на 10% больше некрасивых. Как оценивалась красота? Подход Хамермеша — Биддла был прост: внешность людей ранжировалась по уровню привлекательности работниками социологических служб, проводящими опросы.
С тех пор и сам Хамермеш (один из лучших специалистов по рынку труда в мире), и другие экономисты воспроизвели аналогичные результаты в самых разных выборках и постановках задачи. Оказалось, что более красивые юристы и рекламщики зарабатывают больше денег и для себя, и для своей фирмы; более красивые преподаватели получают лучшие отзывы студентов; более красивые экономисты выигрывают выборы в Американской экономической ассоциации, а более красивые женщины выходят замуж за мужчин с высоким интеллектом. Исследования проводились не только на Западе, но и в Китае — там тоже более красивые (и более нарядные) женщины зарабатывают больше.
Конечно, экономические закономерности не законы физики: всегда есть много «но». Возможно, во всех этих исследованиях не учитывались другие факторы, связанные с красотой. Нельзя, например, исключить, что по мере развития личности красивые люди получают трудноизмеримые, но все же важные для карьеры конкурентные преимущества — в частности, уверенность в себе. Интервьюеру трудно оценить эти качества, тем не менее работодатель, который знает красивого сотрудника не первый день, платит ему более высокую зарплату. Поэтому особый интерес представляют лабораторные эксперименты, где можно полностью смоделировать взаимодействие «работодателя» и «сотрудника», измерить уровень самоуверенности, презентационные качества и другие важные переменные. Такие эксперименты показали, что красивые люди действительно получают больше — вследствие большей уверенности в себе и навыков устной коммуникации, а не потому, что у них выше производительность.
Впрочем, и к лабораторным исследованиям можно придраться: их критикуют за искусственность постановки задачи. Чтобы получить наиболее достоверные выводы, необходимо изучить данные по реальному рынку, где участники знают друг друга лишь по фотографии.
Такую возможность предоставило ученым развитие интернета. Экономист из Нью-Йорка Энрикетта Равина недавно проанализировала онлайновый рынок трехлетних кредитов, существующий благодаря сервису Prosper.com. На этом рынке участники сообщают о себе некоторые объективные данные, помещают на сайт фотографию и объявляют, сколько им нужно денег и под какой процент (средний размер займа — $6000). Все, что известно кредиторам, известно и исследователю. Значит, можно измерить, как — с учетом информации о доходе, кредитной истории, образовании и т. д. — на решение о выдаче кредита и процентную ставку влияет именно внешность. (Ее в данном случае оценивали по специальной шкале помощники Равины, студенты Нью-Йоркского университета.)
Результат Равины фактически подтвердил предыдущие выводы. Выяснилось, что «за красивые глаза» кредит получить проще: заемщики с приятной внешностью получают кредит по ставке на 0,81% ниже; им на 1,41% реже отказывают в выдаче кредита. Если пересчитать более низкую вероятность отказа в кредите в терминах процентных ставок, то окажется, что красота удешевляет кредит на целых 1,46%.
Очевидно, что подсознательно мы готовы помогать красивым людям, даже если это и не приносит дохода. Этот психологический стереотип, кстати, дает отличную возможность для арбитража: так как красивые сотрудники переоценены, можно заработать на некрасивых. В статье Равины показано, что именно так — в отличие от белых кредиторов — поступают кредиторы азиатского происхождения: при прочих равных они кредитуют людей, на три балла менее красивых (по шестибалльной шкале).
Итак, в очередной раз доказано: хорошо выглядеть — хорошо, а тем, кто переплачивает за красоту, есть над чем задуматься. В том же исследовании говорится, что красивые заемщики менее дисциплинированны — они просрочивают платежи в 5% случаях, то есть в три раза чаще других. Стоит ли верить и в эту закономерность? Как обычно — только с оговорками. Организаторы сайта проверяют кредитную историю, но они не могут сличать сотни тысяч фотографий, поэтому наверняка некоторые заемщики помещают на веб-сайт чужой портрет или серьезно ретушируют свой. Кто знает, может, за этими подтасовками и кроются недобросовестные заемщики? Они-то и портят красивую статистику.