К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Неравномерное пространство


Межрегиональные различия в России

Журнал Forbes публикует свой первый рейтинг российских городов. Эти данные должны заинтересовать инвесторов, принимающих решение о том, в какой регион двигаться. Но мне, как экономисту, всегда любопытно не место города или региона в рейтинге само по себе, а изменение их расстановки во времени: сохранится ли такое ранжирование через год? Через два? Дело в том, что до сих пор экономические рейтинги российских регионов были поразительно устойчивыми. Вопреки предсказаниям экономической теории конвергенции регионов не наблюдалось — ни по уровню жизни, ни по уровню безработицы. Бедные территории никак не могут сократить отставание от богатых. Обратите внимание на график: межрегиональные различия в доходах и безработице последние 15 лет находятся на очень высоком уровне.

Устойчивость межрегиональных различий объяснить нетрудно. Во-первых, она связана с тем, что у нас все еще плохо работают механизмы трудовой миграции: если в каком-то регионе уровень жизни ниже и работу найти труднее, люди не поедут в более процветающие области и города. В России на пути внутренней миграции по-прежнему стоят барьеры — как административные, так и экономические, связанные с неразвитостью рынка жилья и финансовых рынков. Тем не менее именно перетоком рабочей силы объясняет быстрое выравнивание межрегиональных различий в США классическая работа американских экономистов Бланшарда и Каца (1992). В Европе, кстати, механизмы трудовой мобильности тоже работают гораздо хуже, чем в США. В работе европейских экономистов Декрессана и Фатаса 1995 года показано, что региональные спады и подъемы в Старом Свете не сглаживаются даже в течение 15 лет. Тогда как в Америке механизм внутренней миграции включается уже через 2–3 года после начала региональной рецессии и в течение семи лет полностью справляется с региональным всплеском безработицы.

Во-вторых, в России немобилен и капитал. Если население не может переехать из одного региона в другой, то почему компании в поисках дешевой рабочей силы не идут туда, где выше безработица и ниже зарплаты? Значит, и на пути движения капитала стоят барьеры регионального уровня — например, не везде местные власти рады внешним инвесторам.

 

Впрочем, недостаточная мобильность труда и капитала не в полной мере объясняет устойчивость межрегиональных различий — есть еще и бюджетная политика. Если она направлена (как, например, в Европе) на сглаживание межрегиональных различий, то государственные деньги могут сократить разрыв в доходах между депрессивными и процветающими регионами. Кроме того, в Европе есть щедрые пособия для потерявших работу граждан, из-за чего всплеск безработицы на региональном уровне не так сильно бьет по доходам. В России социальная политика работает совсем не так, как в Европе, поэтому устойчивые межрегиональные различия — это не просто абстрактный научный вопрос, а одна из ключевых проблем общественного устройства.

Чтобы разобраться в механизмах, препятствующих сглаживанию межрегиональных различий в России, экономисты Международного валютного фонда Гухун Квон и Антонио Спилимберго применили анализ Бланшарда — Каца и Декрессана — Фатаса к российским реалиям. В их статье, выходящей в 2008 году в журнале Economics of Transition, показано, что действительно ни один из вышеперечисленных механизмов в России не действует. Во-первых, как мы уже знаем, внутренняя мобильность труда и капитала слишком мала. Во-вторых, региональная бюджетная политика не сглаживает, а, наоборот, усиливает межрегиональные различия: у богатых регионов больше денег, поэтому у них и социальные пособия щедрее. В-третьих, федеральные трансферты слишком малы и поэтому не играют существенной роли.

 

Чем плохо хроническое отставание в развитии одних российских регионов от других? На первый взгляд, согласно Конституции, Россия должна заботиться не о регионах, а о людях. Так что гораздо важнее обеспечить каждого россиянина равными стартовыми возможностями, в том числе и возможностью переехать в богатый регион. Повышение мобильности — это действительно первоочередная задача. Однако в ближайшие годы, пока механизмы трудовой мобильности не заработают, важно обеспечить и устранение барьеров на пути инвестиций, и минимальный уровень социальной защищенности и общественных благ, включая качественное здравоохранение и школьное образование. Политика по сглаживанию межрегиональных различий должна быть ориентирована именно на создание равных возможностей для всех россиян — где бы они ни родились.

Автор — ректор Российской экономической школы, директор ЦЭФИР, доктор экономических наук

Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+